Результат экспертизы, пока еще не окончательный, допускает свободу толкования и появление разного рода конспирологических версий ухода из жизни опального олигарха. Но как заметила одна журналистка, уход Березовского из жизни – его личное дело. На этом пока и остановимся.
Пишут, что с его уходом закончилась эпоха. Какая? Эпоха власти олигархов в России завершилась довольно давно. А склонность к подковерной возне и политическим интригам в нашем Отечестве не иссякала никогда.
Березовский сам исчерпал свои ресурсы, не только финансовые – человеческие, политические. Именно поэтому в конце жизни остался в одиночестве, без денег, соратников, официального статуса. Наверное, это большая человеческая драма, и я даже верю, что кто-то из мастеров пера набрасывает уже план киносценария о Березовском. Но это как-то уже не цепляет.
Говорят, Борис Абрамович был талантливым математиком, автором ряда подлинно научных работ, в 1991 году стал даже членкором РАН. Но он выбрал себе другую стезю. Его даже олигархом в полном смысле этого слова назвать трудно, ибо трудно припомнить его удачно осуществленные бизнес-проекты. ЛогоВАЗ? Автомобильный всероссийский альянс, в просторечии AVVA? Аэрофлот, который он одно время пытался контролировать? Сибнефть, проданная Абрамовичу? Медиа-империя, вобравшая в себя на разных этапах и ОРТ, и ТВ-6, и «Независимую газету», и «Новые известия» и даже «Коммерсант»? Похоже, все эти проекты были для Березовского только источниками доходов и казавшегося ему безграничным влияния. Все утекло сквозь пальцы еще до вынужденной эмиграции в 2000-м, что и дало основание главе государства задать вопрос: а кто такой Березовский?
В 2001-м году редактор уже принадлежавшей Березовскому «Независимой газеты» Виталий Третьяков опубликовал сконструированный им «Разговор Березовского с Путиным», обозначив в нем узлы противоречий между реальной российской властью и скрывшимся от нее в Лондоне бывшим заместителем секретаря Совбеза, бывшим исполнительным секретарем СНГ и бывшим уже депутатом Госдумы Борисом Березовским. Я перечитала статью вчера. Она многое объясняет в последующих событиях и прежде всего то, что государство в России не может, просто не имеет права быть слабее любых олигархов или лиц, на это звание претендующих. Статья в 2001 году стала причиной ухода Третьякова с поста редактора «НГ». (Это, кстати – о свободе слова по Березовскому). Но актуальности не утратила в свете последних событий.
Борис Абрамович понял и позволил понять нам доминанту публичной власти в России. В нашем Отечестве можно иметь очень много денег, но это ничего не решает. И наступает момент, когда первый политик в государстве предлагает тебе расписаться в собственном бессилии, а потом просит вернуть авторучку. В нашем государстве, казалось бы, выгодно оставаться политтехнологом, ловцом душ, «серым кардиналом», мастером интриги и манипуляции. Но при этом своем теневом статусе тебе так никогда и не доведется испытать ощущений человека, принимающего публичные политические решения. Это сочетание публичной власти и такой же ответственности по силам немногим. Березовскому так и не довелось его достигнуть.
Демонизировать Бориса Абрамовича Березовского сейчас, когда опубликовано его последнее письмо к Путину (полностью или фрагментарно, нам неизвестно), когда он и тайну своего ухода унес с собой, уже, кажется, ни к чему. Смерть всех уравнивает. Но жутковатая судьба лондонского отверженного так напоминает судьбы многих других – интриганов, манипуляторов и авантюристов масштабом помельче. Они ведь нам и здесь, в провинции, известны. Все им кажется, что они знают и понимают больше других, и могут себе позволить больше других, и даже занимаются политическими прогнозами. Но решения принимают не они. И в ближней перспективе, и в отдаленной.