Меня увиденное действо удивило и огорчило. Конечно, не являясь знатоком музыкального искусства, я могу чего-то недооценивать. Но вот еще о чем подумала: не является ли эта опера подтверждением слов одного известного музыковеда и философа, что музыка как таковая – кончается? То есть известные в ней формы и средства выражения себя исчерпали? Ведь классика, джаз, рок – все это уже было, было, и попса на последнем издыхании. Что же остается? Вот это: лай, вой, мяуканье, скрежет? Печально, если так. Но идем дальше.
Если музыка, действительно, кончается, то изобразительное творчество совсем у черты. Посмотрите, что порою в наших музеях выставляется. Ведь, пожалуй, и можно понять священника, который плюнул в лицо известному галеристу и попросил считать это действо также за «перфоманс». Теперь о литературе. Пишут сейчас многие, едва ли не все. Определенная группа писателей называет друг друга гениальными, присуждает друг другу премии и награды, но давки в библиотеках и в книжных магазинах не видно. А ведь литература и искусство, как говорит классик, должны принадлежать народу. Или теперь не так? Самое важнейшее из искусств – российское кино – тоже в своей стране не популярно. На недавнем кинематографическом собрании подсчитали, сколько зрителей посмотрело отечественные киноленты, и прослезились. Хотя и выдающиеся киномастера есть. Но в гордыне своей они теперь работают, в основном, на заграницу, не заботясь о воспитании добрых чувств у своих соотечественников.
А для кого трудится наше телевидение? Откроешь телевизионную программу, и ты словно перед мясным прилавком в сегодняшнем магазине: вроде бы всего много, а брать нечего, все надоело. И «убойные» сериалы, где одни и те же актеры играют поочередно то бандита, то сыщика; и «мыльные оперы», где простая девушка или сиротинка обязательно выйдет замуж за олигарха. Кстати, об олигархах. Что вы подумали о миллиардерах, замысливших совершить поход по израильской пустыне? Наверное, то же, что и я: им, богатеям, тоже все надоело – машины, яхты, виллы и тому подобное. Как видим, общество потребления нас с ними в чем-то даже уравняло. И всем хочется чего-то свеженького, новенького, какого-то экстрима в меру своих возможностей.
Иногда выручает вездесущий Интернет. Вот показали однажды, как рыбак своим уловом восторгается, кричит на разные лады: «Язь! Язь! Язь!» – и в один миг этот человек стал знаменитым. Его даже Андрей Малахов пригласил в свое ток-шоу, и обладатель язя вел себя очень горделиво.
А недавно промелькнул ролик с какой-то стихийно возникшей пляской. Да и не пляской даже, а телодвижениями кто во что горазд. И тоже популярность необыкновенную этот ролик приобрел, и подражателей нашлось много. Только все это как-то мелко. Ну, поплясали, подергались, а дальше-то что? Каков смысл?
Вот это слово – «смысл» – приходит со временем на ум, наверное, каждому человеку. Каков смысл в том, что колбасу теперь можем без проблем купить? Что от носильных тряпок прилавки магазинов ломятся? По идее-то, если обзавелись самым необходимым, мы теперь чаще должны духом воспарять. Но что-то этого не видно. И литература, искусство (конечно, за некоторым исключением) нам в этом сегодня не помощник. Почему, например, перелицовка старых популярных фильмов на современный лад не приносит желаемого успеха? Потому, что исчезает в них тот самый необходимый нам сокровенный смысл, та высота, с которой размышлял Павка Корчагин: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так…» Героя этого, например, в китайских школах, в отличие от наших, по-прежнему «проходят».
Как ни отлучали нас в 90-е годы от высоких идей, потребность в них возвращается. Не случайно, что и церковь намерена несколько иначе, чем прежде, относиться к советскому прошлому. И слово «успешность» толкуется в школе не только, как «личный успех». Просто человеку надо в жизни многое успеть, в том числе – помочь другим. Ведь далеко не все вокруг пресыщены достатком, могут похвастаться здоровьем, близкими родственными связями, и поэтому – «в жизни всегда есть место подвигу». Или, по крайней мере, доброму делу и поступку.