Так в XXI веке человек пытается «застолбить» метры для своего авто. Я бы сказала «во дворе», но двора-то никакого и нет. Есть кустики под окном, тротуарчик, асфальтовая дорога для проезда машин, а за ней, в считаных метрах, завод по производству плавленых сыров. Само собой, в таком соседстве жилого дома и фабрики ничего хорошего нет – мягко говоря. Единственным «щитом» до недавнего времени служили деревья в узкой «зеленой зоне».
Но соседи – обладатели машин в прошлом году решили иначе, какие-то стволы спилили, какие-то потравили, чтобы они засохли, и насыпали на траву гравий, организовав стихийную автостоянку. И теперь ведут борьбу за право стоять на ней с помощью табуретов. Наверное, воздух в квартире им не нужен, потому что на своих машинах они выезжают на природу. О тех, кто вынужден находиться в городе, автомобилисты не думают.
Но проблема не в отсутствии стоянок, а в головах. В том, что каждый считает нужным иметь машину и пользоваться ею каждый день. Хотя количество жителей долгие годы в нашем городе примерно одинаковое, и раньше большинству вполне хватало общественного городского и пригородного транспорта.
Такого «железного беспредела» нет в большинстве цивилизованных стран. Улочки в старинных городах Европы более узкие, чем в России. И никто не раскатывает там лишний раз на собственном авто. Где-то вообще движение запрещено: пешеходная зона, где-то парковка стоит огромных денег. Да и бензин недешев.
Автомобили есть – для поездок за город, где нет общественного транспорта (или он ходит редко), для перевозки тяжелых вещей по городу, но не в рабочее время, не в час пик. Хочешь добраться до работы или в магазин – пожалуйста: трамваи, троллейбусы, велосипеды. Не верите телерепортажам или не были в Европе – посмотрите в Интернете трансляцию веб-камер с улиц какого-нибудь города. Велосипедные дорожки, малолитражки, мотоциклы, трамвайные рельсы.
Автобусы, как неэкологичный вид транспорта, не популярны. А что такое «маршрутка», многие иностранцы и не поймут. Ведь в один трамвай с двумя вагонами может поместиться столько же человек, сколько в нескольких маршрутках. А места на дороге последние занимают гораздо больше, создавая пробки. О выхлопных газах я и не говорю.
Мы же кричим о нищете, о низких зарплатах, однако где-то находим деньги на бензин и на сами машины. Пусть и на подержанные, которые потребляют плохо очищенный бензин и опасны при столкновении с современными. Девушки и юноши, которые сами еще ничего не заработали, приезжают в вузы на собственном авто. Люди, имеющие высокий статус, считают зазорным пройтись пешком по центру даже 500 метров (а вдруг увидят?). Ну и, конечно, «размер имеет значение». И марка. Так бы гордились домашними библиотеками…
Это очень больно – когда любовь к родному городу, в котором жили поколения моих предков, перемешивается с отторжением. А я не могу любить то, во что он превратился в последнее время. Не только из-за варварской застройки и уничтожения зеленых зон, но и невменяемого – иного слова не подберу – количества автомобилей. И из-за характера людских взаимоотношений.
…Ведь если подойти к тем, кто уничтожил деревья ради своих автомобилей, и высказать свое возмущение, запросто можно получить табуреткой по голове.