Как такое может быть, спрашивать наивно, почему никто не пресекает этот «бизнес» – тоже. Давно не потрясают ни ум, ни воображение новости из разных вузов о том, как преподаватели попадаются на взятках. Другое дело – «дело» заместителя министра образования, но на фоне коррупционных скандалов в министерстве обороны и оно бледнеет. Не очень значимой тема может показаться и на фоне недавнего скандала на федеральном уровне в связи с куплей- продажей диссертаций.
Если «предложение» так солидно обставлено, значит, спрос есть. Как есть студенты, которые мотивированы получить диплом о высшем образовании вместо самого образования. Потому что без «корочки» об окончании универа трудно начать делать карьеру. Вот студенты (а точнее, их родители) и готовы платить, и платят за диплом. И точно так же есть преподаватели, которых такие работы студентов устраивают. И причины опять же всем понятны. Вузовские преподаватели недопустимо мало зарабатывают.
Притом что все и всё знают, точно есть те, кому в такой ситуации просто горе. Это прежде всего мы с вами, потенциальные или уже реальные потребители услуг или результатов труда «подготовленных» таким образом специалистов. Хуже всего, если они врачи или педагоги: представьте себе хирурга или предметника, готовящего старшеклассников к выпускным экзаменам, – а ЕГЭ никто не отменит!
Не сильно ошибусь, если скажу, что государству тоже горе. Оно, во-первых, теряет миллиарды налоговых отчислений от полупрозрачного образовательного бизнеса вузов. Во-вторых, оно теряет научную базу, а значит, под удар невольно попадают амбициозные планы государства по созданию «умной» экономики. Ведь если преподаватели и аспиранты «заточены» на то, чтобы свести концы с концами, а не на научный прорыв, ждать результатов от инвестиционных вложений в наукограды и спецпроекты типа Сколково бесполезно.
Есть еще один, и может быть самый большой, вред государству от существующей системы. Его граждане с детства живут в условиях, когда свидетельство о получении знаний гораздо важнее самих знаний и за этот документ можно заплатить, а дальше, что называется, «не париться». Как воспитать в такой системе патриота, то есть человека, который будет мотивирован работать в интересах своей страны, а не в целях максимального личного обогащения? Можно разработать проекты и программы по патриотическому воспитанию, выделить немалые средства и назначить дельных ответственных за реализацию их на всех уровнях, а результат окажется нулевым.
Между тем ключевое в решении проблем министерство после скандально известного Андрея Фурсенко возглавил Дмитрий Ливанов. И вот уже между ведущими вузами страны и РАН назревает конфликт после опять-таки очень несдержанных высказываний уже нового министра в адрес Академии наук. К чему приведет эта конфронтация? Опыт показывает, что ни к чему хорошему – ни в высшей школе, ни в российской фундаментальной науке.
…Куда ж нам плыть? На этот заданный еще Пушкиным вопрос каждое поколение отвечает самостоятельно, часто методом проб и ошибок. И в тоннеле образовательно-воспитательных проблем сегодняшнего дня, казалось бы, бесконечном, к счастью, хватает просветов. Научить ребенка думать хоть самую малость, а не только безошибочно заполнить тесты ЕГЭ стараются многие сегодняшние взрослые, педагоги и просто те, кто любит детей. И это тоже – сегодняшние реалии. Скажу об одной из них – «КНИГУРУ» (официальный сайт: http://книгуру.рф).
Это всероссийский конкурс, который в 2009 году учредило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям вместе с Центром поддержки отечественной словесности. Стало интересно? Заходите!