2 апреля в тестовом режиме начал действовать сайт «Российская общественная инициатива»; http;// www. roi.ru/. Он дает возможность гражданам высказывать предложения руководству страны. На обсуждение и голосование выдвинуто более 80 инициатив на самые разные темы.
Среди них, например, – вернуть минимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя, отменить летнее время, разрешить регистрацию брака вне стен органа ЗАГС, ввести еженедельную оплату труда, полностью перевести Российскую армию на контрактную основу. За идею вынести Ленина из Мавзолея и похоронить проголосовало 254 человека. Также были высказаны инициативы: проводить выборы СМС-голосованием, учитывать нарушения ПДД при расчете стоимости полиса ОСАГО, вести трансляции футбольных матчей Российской премьер-лиги и ФНЛ.
Идея создания сайта, на котором граждане выступали бы с законодательными инициативами, была впервые высказана Владимиром Путиным в предвыборной статье «Демократия и качество государства». Он предлагал перенять опыт зарубежных стран, когда общественные инициативы, набравшие более 100 тысяч подписей, рассматриваются парламентом.
В своих петициях граждане Российской Федерации могут выразить идеи по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Но направлять проекты и голосовать могут только граждане России старше 18 лет, которые имеют учетную запись на портале «ГосУслуги». По данным портала, на нем уже зарегистрировано 4 млн. «личных кабинетов», или примерно 3% населения страны.
В отношении петиций действуют правила, которые в Интернете можно встретить и на простых форумах: инициатива не должна содержать нецензурных выражений, угроз для жизни и здоровья граждан, призывов к экстремисткой деятельности. Кроме того, даже если ничего из вышеперечисленного в петиции нет, то ее публикации на сайте предшествует обязательная предварительная экспертиза. Ее проводит уполномоченная некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которая и определяет, насколько инициатива соответствует Конституции и другим правовым нормам. Если петиция по вопросу федерального уровня в течение года наберет 100 000 голосов в свою поддержку, экспертная группа принимает решение о подготовке соответствующего законопроекта. В состав экспертных групп войдут представители исполнительных и законодательных органов власти, члены общественных палат, представители бизнес-сообществ и общественных объединений.
За рубежом есть аналоги данной системы. В первую очередь, это американский ресурс «We the People» и британский «E-petitions». Преимущество «Российской общественной инициативы» перед зарубежными аналогами в том, что петицию можно адресовать органам власти не только федерального уровня, но также регионального и муниципального. Можно сказать, что в России появится очередной элемент так называемой «электронной демократии» в виде официального государственного портала по подаче и рассмотрению общественных инициатив. Приживется ли подобная система в нашей стране, будут ли власть имущие прислушиваться к петициям российских граждан, покажет время. Но то, что россияне активно включились в работу, уже очевидно.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Михаил Абызов,
министр по связям с Открытым правительством:
– Я поддерживаю идею единой централизованной платформы для рассмотрения петиций граждан и выбор некоммерческой организации в качестве оператора. Во-первых, для простого гражданина зачастую крайне трудно определить, к какому уровню государственной власти относится его инициатива – федеральному, региональному или муниципальному. Поэтому наличие «единого окна» для первичного приема общественных инициатив граждан, создающегося на базе некоммерческой организации, позитивно скажется на качестве реализации системы «Российской общественной инициативы».
Владимир Слепак,
член Общественной палаты РФ:
– Замечу, что сегодня отсутствует правовая база, регламентирующая электронное голосование, к тому же мы в очередной раз забываем, что у значительной части населения компьютеров вообще нет. Граждан сейчас больше волнует не «открытость», а «способность» реального правительства решать существующие вопросы и персонально отвечать за предвыборные обещания. Напомню также, что в последнее время все значимые законопроекты проходят процедуру общественных обсуждений на площадках Открытого правительства и на сайтах профильных ведомств. Не слишком ли много «правительств» вовлекается в реализацию общественной концепции?
Складывается ситуация, когда указанные организации будут дублировать уже существующие функции. Я имею в виду полномочия Общественной палаты Российской Федерации.