Участник Великой Отечественной войны, рядовой Георгий Рудольфович Дуклау приехал в Рязань более семи лет назад. До этого волею судьбы шесть десятков лет уроженец Ленинграда прожил в Казахстане. Он кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени, награжден медалями «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и «За освобождение Варшавы».
Георгий Дуклау никогда не изменял одному из главных увлечений своей жизни – рисованию. После окончания средней школы он успешно сдал вступительные экзамены на отделение живописи в Ленинградское художественное училище. Однако закончить учебу и получить диплом не удалось – с третьего курса призвали в Красную Армию в марте 1941 года. Хотя и одели новобранца в военную форму и даже выдали винтовку, но как таковой армейской службы не было. В эстонском городе Тарту надо было в спешном порядке строить аэродром. Приближалась война.
– Помню, как-то в воскресный день нашу роту сразу после обеда повели в большую палатку, служившую полковым клубом. Только посмотрели первые кадры фильма «Мы из Кронштадта», как демонстрация неожиданно прервалась, нас вывели на улицу, построили, и мы стали слушать речь Молотова о нападении Германии на нашу страну. После этого был приказ сжечь все письма и другие документы, оставив лишь военный билет. Очень жаль было предавать огню этюдник, который я держал при себе! В свободное от службы время я рисовал природу, своих сослуживцев...
Затем последовал приказ отправляться в город Изборск Псковской области. В один из дней, когда отделение Георгия расположилось передохнуть на опушке леса, на проходившую внизу дорогу, где люди шли с повозками, военной техникой, посыпались пулеметные очереди. Немецкие самолеты сбрасывали бомбы одну за одной… С той поры, как вспомнит старый солдат пережитое, так ком к горлу подступает.
А однажды полку, в котором минометчиком воевал Георгий Дуклау, была поставлена необычная задача. Бойцам предстояло создать для немцев иллюзию якобы постоянно прибывающих на передовые позиции советских солдат, преднамеренно каждый день отмерять по 40–50 километров вдоль линии фронта, при этом во всю мощь греметь оружием, котелками, не ввязываясь в боевые действия. А в это же время на другом участке фронта скрытно готовилось настоящее масштабное наступление советских воинских частей...
Боевой путь Георгия Рудольфовича продолжился на 1-м Белорусском фронте, под городом Резекне в Латвии, пролег через первый пограничный польский городок Минск-Мазовецк, Варшаву, Померанию. Потом – форсирование Одера, контузия, и… орден Красной Звезды. Как только Георгий почувствовал себя лучше, самовольно покинул госпиталь и на попутке догнал сослуживцев. И произошло это 8 мая 1945 года в тридцати километрах от Берлина, в местечке Тангемюнде, за день до победы...
Если для кого-то война закончилась с подписанием акта о капитуляции фашистской Германии, то Георгий не снимал гимнастерку весь 1945 год и половину следующего. С записью в военном билете о демобилизации он в 1946 году и приехал к матери в город Актюбинск. Свою трудовую деятельность начал с преподавания уроков черчения и рисования в одной из городских школ и поступил учиться на исторический факультет Уральского пединститута. Трудился до 1981 года. После наступления пенсионного возраста еще двадцать лет продолжал обучать детей художественному творчеству, выставляя свои живописные работы на выставках различного уровня. Он и сейчас бодр, частенько берет в руки кисти.
Несколько лет назад Георгий Рудольфович вместе с супругой Раисой Петровной (к сожалению, уже ушедшей из жизни) переехали в Рязань к дочери Наталье и ее мужу Владимиру. Сегодня в гости к ветерану из Подмосковья часто приезжает внучка Алена с мужем Александром. А еще Георгий Дуклау, которому в апреле исполнится 92 года, гордится правнуком Валерием, студентом Московского института стали и сплавов, который постоянно звонит прадеду из столицы, интересуется здоровьем, а приезжая на каникулы, помогает в домашних делах. Словом, жизнь продолжается! Крепкого здоровья Вам, рядовой Победы, и счастливого долголетия!
Леонид Уральцев,
член Союза журналистов России