20:45 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1996

Вне суеты

Рождается серьезная картина

Фото Владимира Кованова

Сегодня рязанский живописец заслуженный художник России Виктор Корсаков отмечает 60-летие. Его работы разных жанров – как правило, спокойные, умиротворенные – часто оказываются в центре внимания на выставках разного уровня. А для многих творческих людей Виктор Васильевич еще и любимый педагог. Он долго преподавал в родном Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера, а сейчас работает в Рязанском радиотехническом университете на кафедре информационных технологий в графике и дизайне. Сегодня Виктор Васильевич поделится своими размышлениями

 

О пути художника

Становление личности, мировоззрения художника во многом происходит благодаря встречам с разными людьми, прежде всего, с хорошими педагогами. В дет-стве в родной Коломне на меня сильно повлиял преподаватель студии Дворца пионеров Николай Иванович Бодрягин, в юности в Рязанском художественном училище – Василий Егорович Куракин. Глубокий след в душе оставили лекции Николая Николаевича Третьякова, преподававшего историю русского искусства в институте им. Сурикова (академии художеств). Он в те, советские, годы объяснял студентам, в чем заключается роль искусства с точки зрения православия, сопоставлял русское и европейское искусство. И оказывалось, что последнее во многом театрально. Некоторые гении эпохи Возрождения изображали Богоматерь, а в жизни предавались грехам. На Руси же лучшие иконописцы были монахами. В идеале художник должен заниматься только творчеством; этот режим сродни монашеской жизни.

Я так не живу – долгие годы занимаюсь педагогикой. Но это приносит радость. Особенно когда у студентов что-то получается, виден прогресс. Интересно, если появляется яркий талант. У меня много выпуск-ников, некоторые теперь мои коллеги.

 

О глубине в картине

Я реалист. Не представляю, как можно во всей полноте выразить глубину мыслей, переживаний художника средствами формального, абстрактного искусства. 

Виктор Корсаков

Родился 10 апреля 1953 года в Коломне Московской области

1968 - 1972 – учеба в Рязанском художественном училище

1977 - 1985 – учеба в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова

С 1982 года – участник областных выставок, с 1983 года – всероссийских, с 1984 года – всесоюзных. Персональные выставки проходили в Берлине, Москве, Рязани, Коломне, Касимове, Шилове. Произведения находятся в Дирекции выставок Художественного фонда РФ, Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина, Тульском музее изобразительного искусства, частных собраниях Франции, Германии, Канады и других стран.

Создание серьезной картины – длительный процесс. Как говорит мой коллега Игорь Власов, чем дольше делаешь картину, тем больше на нее смотрят. Хочется не только красивой жи­вописи, но и сюжетной глубины. Когда холст получается, он сам начинает привораживать. Время от времени возникает желание «выговориться», сделать большую сюжетную картину про то, что сегодня волнует. И тогда, как режиссер, начинаешь выстраивать собственный фильм. Погружаешься в воспоминания, возникает личный интерес…

Работа идет по принципу – от общего к частному. Сначала решаю холст формально, подолгу ищу основные отношения, оттягивая удовольствие прорабатывать детали. Хотя, если долго писать, можно «замучить», «засушить» работу. Но, с другой стороны, иногда детали несут дополнительный смысл.

Сюжеты

Самое «глубинное» во мне – родом из детства. Я из семьи старообрядцев-беспоповцев, большое влияние на меня оказала бабушка – у нее в деревне я жил на каникулах. Конечно, мое поколение уже не так истово исповедовало веру. Сейчас хочется более глубокого погружения в нее, но… Человек наиболее чист и восприимчив в детстве. Потом мы часто слишком любим себя, и грехи не пускают…

Еще в институте я стал писать работы по впечатлениям детства. Первая серьез­ная картина, «Мать», – это воспоминание о том, что иногда мы, ребята, набегавшись, перекусив хлеба с молоком, засыпали прямо на полу. И сквозь дрему слышали, как бабушка молится. Я сделал несколько вариантов картины. На работу влияли не только детские впечатления, но и любимые стихи Николая Рубцова. И это произведение нашло отклик у многих зрителей. Сейчас в Коломне проходит моя персональная выставка, и целый раздел экспозиции – картины по деревенским воспоминаниям: «Поле дет-ства», «Старые письма» и другие. Они сделаны в разные годы.

Знаковой была и картина «В пути» – о вечерней электричке. Эскиз ее появился еще в институте, но холст я начал гораздо позже. Очень помог фотохудожник Евгений Каширин, дал посмотреть свою серию снимков «в электричке». Хотелось не просто изобразить пассажиров пригородного поезда – я думал о потоке людей, который движется в космосе, в бездне мироздания. Среди них – мать и дитя. Эта работа тоже созвучна строкам Рубцова.

Целая серия картин написана на пленэрах – в Касимове, Пощупове, Коломне. Работая над пейзажами, постепенно пришел к форме триптиха. Получается подобие панорамы – и целостное высказывание. В Пощупове я писал зимой, в пургу. Первым привлек сюжет с небольшой иконой Иоанна Богослова над калиткой – и пространством за ней. Потом обнаружил, что золоченый ангел на шпиле одного здания как бы «плывет» над окскими просторами. И, наконец, поднявшись на звонницу, увидел колокола, бело-снежное небо за ними: родилась центральная часть триптиха. Из-за метели приходилось холст привязывать к стене, а самому часто спускаться вниз, чтобы отогреться.

Иногда работа – дело случая. В художественном училище была студентка, которая необычно одевалась, сама шила себе наряды – и говорила, что она пра-внучка ординарца Чапаевской дивизии Петра Сердюка. Меня привлек яркий образ: энергия, «огонь». Обычный фон, драпировки тут не подходили. Мы нашли черную блестящую фактуру из мусорных пакетов, взяли плакат одного дипломника... Этот портрет правнучки Петьки, ординарца Чапаева, не похож на другие мои холсты – яркий по цвету, эффектный.

Недавно написал кладбище в нашей деревне Александровские Выселки. Я люблю там бывать, посидеть в тишине. Это не пессимистичная вещь – на холсте весна, пробуждение, сквозь кресты, на которых фото дальних родственников, видны дома деревни.

Если говорить о перспективе – хочется светлых, красивых работ. Но если увлечет какой-то серьезный замысел, то… Я в жизни достаточно оптимистичный человек, а картины часто получаются не слишком веселые.

 

Династия

Сын Максим по моим стопам пошел в наше художественное училище, где ему очень много дал живописец-педагог Александр Ковалев. Затем он окончил художественный факультет ВГИКа им. С.А. Герасимова, активно работает в кино. Был помощником художника-постановщика в фильме Андрея Звягинцева «Елена», сейчас Звягинцев опять пригласил его в киноэкспедицию, в Мурманск. Максим состоит в секции театрального искусства и кино Союза художников России в Москве – и в Рязанском отделении Союза. Он очень ответственный и думающий художник.

 

О Союзе русских художников и молодежи

Сейчас я состою не только в Союзе художников, но и в объединении «Союз русских художников. Новое время», образованном пять лет назад. У его истоков стоят известные личности: члены Российской академии художеств, народные художники СССР В. Сидоров, братья А. и С. Ткачёвы, Н. Колупаев, народные, заслуженные художники России и молодые выпускники академии. Многие – ученики Н.Н. Третьякова, о котором я рассказывал. Мы отстаиваем позиции русского реализма, продолжаем линию дореволюционного Союза русских художников (1903 –2003), в который входили А. Архипов, М. Врубель, К. Коровин, Н. Рерих и другие выдающиеся живописцы… Реалистическое направление – это не нафталин. Мы должны противостоять тому хаосу, который несут с собой новые веяния в искусстве.

Мне жаль молодых художников: они могут запутаться в насыщенном информационном поле. Беда в том, что сейчас под видом искусства пропагандируется много наносного, а они оторваны от родной природы, в которой – корни нашего национального характера. Раньше было много пленэров за городом, в деревне, рядом со студентами работал педагог, увлекая своим примером. Сейчас, чтобы написать пейзаж, ребята снимают цифровым фотоаппаратом, а потом рисуют с экрана компьютера. Но только когда пишешь поле, лес, деревеньку с натуры, то поневоле начинаешь любить их – любить свою Родину.

 

Записала

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 64 (4366) от 10 апреля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Театр в библиотеке

Репортажи для души

Человек тысячелетия

ШИЛОВО. В рамках работы клуба «Время молодых» состоялась встреча представителей правоохранительных органов со студентами агротехнологического техникума села Инякино, на которой рассматривались вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Старший помощник прокурора А.В.Агафонов, старший инспектор по делам несовершеннолетних Д.П.Семин, государственный инспектор дорожного надзора С.С. Крючков рассказали о правонарушениях ...
На первом месте – качество
Стартовал XVI Всероссийский конкурс программы «100 лучших товаров России»
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: