Мое поколение росло вместе с нашей космонавтикой и было пропитано космической тематикой. Мы могли путать даты исторических сражений, но без запинки знали все вехи космического взросления страны. Еще бы – всякий раз к ним прибавлялось слово «первый». Первый в мире спутник. Первый человек в космосе. Первый выход в открытый космос. Первая женщина-космонавт. Первый по продолжительности полет. У нас были все основания гордиться своей страной. С детского сада мальчишки готовились в ту пору стать космонавтами, а не бизнесменами. Было такое время в нашей истории.
Что знают сегодняшние школьники о космонавтике? Увы, гораздо меньше, чем об участниках «Евровидения» или новых звездных «фабрикантах». И не только потому, что на каком-то этапе очередного реформирования нашего образования из школьных программ «вылетела» астрономия: вот она была – и нету. Как бы ни горько было это признавать, но нельзя не замечать очевидного: слово «первый» практически вышло из употребления, когда речь заходит о наших делах в космической отрасли. Чаще, увы, слышим о неудачных запусках наших спутников. Да, конечно же, мы помним о том, что именно Россия, Советский Союз проложили первую дорогу к звездам. И рязанцы помнят о том, что наш земляк Константин Циолковский был у истоков зарождения космонавтики, что среди рязанцев есть летчики-космонавты. И 12 апреля по традиции к памятникам возлагают цветы. Ну а что у нас на сегодня в активе, кроме памяти о датах и людях?
12 апреля в Благовещенске под председательством Президента Владимира Путина прошло совещание, где речь шла о перспективах развития космической отрасли в России. А перед этим Владимир Путин побывал на строящемся в Амурской области космодроме Восточный. Пока главе государства показали лишь место, где будет пусковая площадка. Но первые пуски ракет планируется произвести уже в 2015 году, а к 2020 – Восточный полностью войдет в эксплуатацию.
У кого-то возникнет вопрос: а надо ли? Надо ли «пускать» в небо миллиарды рублей, которые должны пойти на развитие космической отрасли в предстоящие годы? Конечно, тот космический задел, который был создан в советские годы, был и надежным, и прочным. И сегодня благодаря ему производится до 40 процентов мировых космических запусков. Но мировые потребности на космические технологии растут. И не видеть их, не соответствовать этим запросам – значит признать свое поражение, уйти с тех позиций, в которых мы традиционно лидировали, оставить ту уникальную научно-техническую школу, которую признавали во всем мире и которой не было равных.
Но и жить по старым ориентирам уже нельзя. Сегодня стоит задача опережающего развития прикладных направлений космонавтики. Выступая на совещании в Благовещенске, Президент отметил: «Мы отстали от мирового уровня в ряде областей, например, по средствам дистанционного зондирования Земли, системам персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствие… Заметный отрыв от ведущих космических держав образовался у нас и в технологиях, обеспечивающих программы освоения так называемого глубокого космоса».
Сегодня подготовлен проект основ государственной политики в области космической деятельности. Он предусматривает комплексный подход к решению многочисленных проблем, накопившихся в отрасли, а главное – к прорыву на этом высокотехнологичном, инновационном пути развития и науки, и экономики, и обороноспособности страны.
Около 1трл. 600 млрд. рублей планируется направить на соответствующие программы до 2020 года. Так что можно доставать из планшетов новые космические карты.
Весна – время ожиданий добрых перемен. Очень бы хотелось верить, что средства, отпускаемые государством на благие цели выхода на новые орбиты космического развития, пойдут по назначению.