08:30 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1618

Взгляд через годы

Размышления послевоенного выпускника детского дома о нынешних сиротах

Александр Сергеевич Евстефеев, недавно отметивший свое 75-летие, человек известный, много сил и лет отдавший газовой отрасли, пишет книгу воспоминаний «Взгляд через годы». Речь в ней идет о детских домах России, об их создании, пребывании в них, включая периоды начала прошлого века и наших дней. Александру Сергеевичу самому довелось расти в детском доме.
Пожелание написать такую книгу А.С. Евстефееву высказали молодые люди, которые выросли в сложные, драматические годы конца прошлого столетия и начала нового. Трудное дело писать, заполняя белые пятна нашей истории. А можно ли назвать частью истории нашей страны российское сиротство? Можно ли остановить его конвейер?
А.С. Евстефеев представил в редакцию фрагмент будущей книги, который мы предлагаем читателям.

Взрослый детский дом

Мне часто приходилось читать и слушать исповеди мальчишек и девчонок, встречаясь с ними в дет-ских домах. Но еще более острую боль я чувствовал, беседуя уже с состоявшимися, взрослыми бывшими воспитанниками детских домов, школ-интернатов, которые испытали многие тяготы жизни после выпуска. Как можно было помочь этим уже взрослым, но еще детям, которые оказались на обочине? В беседе с директором Дворца молодежи Н.В. Плетневым, тоже выпускником детского дома, и возникла идея объединения всех тех, кто заинтересован в этой защите. Так появился в Рязанской области «Союз бывших воспитанников детских домов».

Созданию союза предшествовала моя поездка в августе 1987 года в Днепропетровск, где собрались две тысячи бывших воспитанников детских домов разных лет. У многих сирот военного поколения были характерные фамилии – Неизвестный, Сирота, Пехота, Орден, Солдатов...

Встреча проходила в большом парке, аллеи которого были заполнены до отказа. Над всем этим возвышались бумажные транспаранты, на которых были надписи: «Днепропетровский детский дом №1», «Детские дома Украины», «Детские дома Казахстана» и совсем маленькие таблички: «Детдом №2», «г. Львов – Володя Сидоров, отзовись!».

Я ходил среди этого моря народа, и комок подкатывал к горлу. Подбегали ко мне, спрашивали: «Откуда? – Нет, не наш, но похож на нашего». Все мы были похожи друг на друга, потому что родом из одного детства. Это была незабываемая встреча.

Наступили тревожные дни распада Советского Союза. В годы перестройки мы увидели пустые прилавки, талоны, толпы голодных детей и взрослых. Появились беспризорники. Мы узнали, что такое «гуманитарная помощь». Из-за границы присылали вещи, продукты питания. На все это я смотрел и думал: за что нам такое унижение?

Но одной из сессий Октябрьского района в середине еще 80-х годов я спросил руководителей предприятий: «А сколько у вас работает бывших воспитанников дет-
ских домов?». Никто не смог ответить. В перерыве меня спрашивали: «А разве есть такие?».

Нужно было что-то предпринимать. К примеру, организовать клуб «Взрослый детский дом», основная задача которого – связь с бывшими воспитанниками дет-ских домов и школ-интернатов. 26 октября 1991 года в клубе «Красное Знамя» собралось около ста человек. Это был деловой разговор, на который пригласили и представителей горсовета. Дет-домовцы много говорили о трудностях в жизни, о своей беспомощности при решении вопросов прописки, получении паспорта и даже о том, как непросто ...пойти служить в армию. Говорили о бессердечии и равнодушии чиновников к проблемам детей-сирот. Мне запомнилось выступление одного паренька – Сергея, который с возмущением говорил, как взрослые не думают о главном: почему так пусто сегодня в человеческих душах?

На этой встрече приняли «Обращение к депутатам Верховного Совета РСФСР». В нем бывшие воспитанники детских домов обращались к депутатам России с просьбой «о помощи тем, кто сегодня выходит из стен сиротских домов, не зная, что ожидает их после окончания ПТУ, техникумов, институтов».

Как бы ни было стыдно, а пришлось принимать помощь из Германии, Швеции, Америки. Целые фуры приходили в Горгаз, мы складывали одежду, продукты, товары на складе, а в субботу раздавали все это тем, кто нуждался больше других. Мы развозили продукты питания по адресам. На другой день наши работники рассказывали мне, до чего же сплоченные эти бывшие детдомовцы. Многие делили тут же пополам продукты и отдавали своим, таким же обездоленным. А это были бывшие воспитанники, уже ставшие мамами, у них голодали дети.

Кому-то вовремя не дали зар-плату, кого-то выселили из общежития, кто-то попал в милицию... Это и многое другое приходилось решать мне самому, пользуясь своим статусом руководителя. При этом мы умудрялись каждый год проводить встречи тогда еще во Дворце нефтяников, где Николай Викторович Плетнев предоставлял нам помещение. Мы там устраивали чаепития, концерты и дискотеки для детей, показывали им мультфильмы.

Нас не оставили в беде

Я часто вспоминаю о своих послевоенных детских годах. В памяти до сих пор живут мальчишки и девчонки, их худые, изможденные лица, тонкие шеи, на которых, точно былинки, покачивались обритые наголо головы. Я тоже был среди них.

Стране приходилось неимоверно трудно в суровые дни, но она по-матерински заботилась о детях, отдавая все, что могла, сотням тысяч оставшихся без родителей мальчишек и девчонок. Их было очень много тогда. Только в одном Узбекистане к концу войны насчитывалось 267 детских домов, в них жило свыше тридцати тысяч воспитанников – поляков, белорусов, эстонцев, латышей, украинцев.

Страна не оставила нас в беде. Чуткие и добрые воспитатели научили нас верить в себя и в хорошее будущее, отогрели детские сердца любовью. Это давало нам силы, когда мы учились в техникумах, институтах, жили на стипендию, рассчитывая каждую копейку. Многие разгружали вагоны; подрабатывали дворниками, сторожами, но каждый из нас понимал, чего хочет от жизни, и был уверен в завтрашнем дне.

Заведующий Рязанским областным отделом народного образования В. Попов писал в 1947 году в .областной газете «Сталинское знамя»: «В нашей области имеется 30 детских домов. В них воспитывается около 4000 детей-сирот, на содержание которых по бюджету области в этом году отпущено более 23 миллионов рублей.

Воспитание и обучение детей-сирот – всенародное дело. Для этого необходимо привлечь широкую общественность к оказанию им материальной помощи, к созданию хороших условий для работы мастерских детдомов, кружков самодеятельности и, в первую очередь, надо организовать для этого шефство над дет-скими домами».

Далее автор пишет: «В настоящее время более 7500 детей-сирот состоят на патронаже и живут у опекунов. Необходимо строго следить за тем, чтобы патронируемые дети регулярно получали государственные пособия, хлеб, отпускаемые им промтовары. Пока же еще очень редко в районах проводят обследование бытового положения этих детей».

Звонкий горн и материнское слово

Я вспоминаю разговор с директором Рыбновской школы-интерната Н.В. Каплиным в начале нулевых. Он с болью говорил о своих воспитанниках. Взгляды наши совпали по многим позициям, в том числе и в вопросах усыновления детей за границу. Николай Валентинович тогда с тяжелым вздохом сказал: «Пусть забирают. Берут ведь больных детей. Но если бы они еще брали эти больные семьи...». И продолжал: «Мы не занимаемся неблагополучными семьями. Вот где таится корень всего зла. Нужна государственная прoграмма по спасению детей. Необходимо принудительно лечить алкоголиков, надо знать все их семьи, которые имеют детей».

Недавно мы снова встретились с ним в Рыбновской школе-интернате, на торжестве в день рождения этой школы. Он, как бы продолжая тот давний разговор, сказал: «Надо бороться за каждого ребенка. Самое лучшее все же, когда дети остаются у родственников, пусть у далеких, но своих».

Я вспоминаю своих далеких ровесников, которые отличаются от теперешних воспитанников, опрятно и модно одетых. И все-таки есть общее, что объединяет дет-домовских ребят всех поколений, – мечта о родном доме. Ни одна школа-интернат не может заменить его тепло. Ни один звонкий горн, играющий побудку, не может вызвать столько радости, сколько тихое материнское: «Вставай, сынок!». Сегодня наше общество всколыхнулось, поняв эту проблему. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов заявил: «Мы растим иждивенцев. Свои права они знают хорошо, умеют просить и требовать. А не достигать...». «И не надо говорить, что воспитывать детей за деньги неправильно. Неправильно – воспитывать без денег! А устраивать в профессиональные приемные семьи экономически выгодно: им мы на ребенка даем шесть тысяч рублей в месяц, а не тысячу долларов».

«Скоро закончится моя жизнь в детском доме. Начнется, может быть, счастливая, а может, несчастливая жизнь во взрослом мире. Что ждет меня?

Это известно только Богу, который до сих пор оберегал меня. А ждет меня, наверное, семья. Какая она – моя семья? Что такое семья? Конечно, я хочу видеть себя счастливой в кругу своей семьи, хочу видеть счастливыми своих близких. У моих детей будет море материнской ласки и любви. Я постараюсь дать им образование, и они никогда ни в чем не будут нуждаться. Ведь каждый ребенок имеет право на все это, только кто-то получает больше, кто-то меньше.

А хочу ли я во взрослый мир? Здесь, в детском доме, все мои права точно учтены, здесь государство заботится обо мне: и кормит, и поит, и одевает, и учит. А там, во взрослом мире, где так много бездомных людей, не говоря уже о собаках и кошках, – кто там позаботится обо мне? Почему им никто не помогает? Наверняка они, как и все мы, имеют право на жизнь, жилье, какое-то пособие и пенсию. Кто об этом думает, кто над этим работает?

Страшно подумать, что все знают и ничего не делают. Не окажемся ли мы в такой же ситуации?! Хотелось бы верить в лучшее и... в государство».

Это размышление о своем будущем воспитанницы детского дома №3, г. Пенза, Курочкиной Лены.

 

Не прощайте нас, дети...

Вспоминаю директора Рязанской птицефабрики Василия Андреевича Сидоренко. Он брал из детского дома ребят на свое предприятие, обучал их профессии, помогал в учебе. Когда кто-то женился или выходил замуж, обеспечивал молодоженов жильем. До этого они проживали в общежитии. К сожалению, в те годы этот опыт не привился, несмотря на то, что о нем часто рассказывали в прессе.

Но вот совсем недавно я познакомился с интереснейшим опытом детского дома ЖБК №1 на Белгородчине. Генеральный директор ООО «Управляющая компания ЖБК-1» Юрий Алексеевич Селиванов рассказывает о нем в книге «Не прощайте нас, дети России».

Эта книга написана коллективом сотрудников строительной корпорации ЖБК-1 Белгородской области, которая на протяжении 15 лет добровольно выполняет миссию воспитания и становления в жизни детей-сирот Разуменского детского дома. Они возродили опыт трудового воспитания великого педагога А.С. Макаренко.

Это длительный эксперимент показал большие возможности совместной работы и трудового коллектива, и воспитателей-педагогов, и областной власти. Результат труда – стопроцентная адаптация детей-сирот во взрослой жизни без страшных физических и нравственных потерь.

Книга Юрия Алексеевича пронизана болью за будущее наших детей. Автор честно и открыто говорит о том, в чем большинство из нас боится признаться мы все вместе допустили ситуацию, когда против наших детей объявлена самая настоящая война. Поэтому-то уже есть страшная статистика погибших, искалеченных, беспризорных детей.... Как мы все допустили, что после всего пережитого в XX веке наши дети вновь оказались у края пропасти?

И все же в меня вселил надежду проект партии «Единая Россия» «России важен каждый ребенок». За последние три года немало сделано в Рязанской области в решении сиротских проблем: по усыновлению, опекунству и попечительству. Успешно решается основной вопрос в жизни бывших воспитанников – обеспечение жильем. Только за последний год выделено 250 квартир. Есть надежда – еще не все потеряно для этих детей.

 

Александр Евстефеев

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 70 (4372) от 18 апреля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
КОРАБЛИНО. Министр культуры и туризма области Галина Соколова провела в районе кустовое совещание на тему «Реализация поэтапного плана повышения заработной платы работников сферы культуры»
Речь шла о плане мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в этой сфере, разработке целевых показателей повышения средней зарплаты.
Памятник батарейке
поставили на площади Ленина активисты в качестве предупреждения об опасности
Лада Петрова
Читайте в этом номере: