Фото из архива «РВ»
Артистом можешь ты не быть…
На одном из пожелтевших от времени фотоснимков, опубликованных в 50-х годах прошлого века на страницах рязанской газеты «Под знаменем Ленина», запечатлен момент городского праздника. На снимке – молодой рязанец Павел Швальб в корзине автовышки читает в микрофон стихи.
Этот снимок – своего рода отражение мечты одаренного юноши, который надеялся стать артистом, выступать на сценических площадках и прославить своим творчеством родной город, помогать людям познавать прекрасное.
Павел Швальб получил международное признание, стал Почетным гражданином города Рязани, был удостоен множества званий и наград, только не на артистическом поприще. Он посвятил свою жизнь врачеванию и многого достиг. По его глубокому убеждению, истинное целительство без творческого подхода не принесет желаемого результата.
200-300 операций в год проводил Павел Григорьевич. За сорок лет – более десяти тысяч. За сухими цифрами статистики – человеческие судьбы, восстановленное здоровье, искренняя благодарность доктору, с чьей легкой руки люди получили второе дыхание и возможность полноценной жизни.
«Восхождение на Эверест»
Ра-аз – два-а – три – че-тыре, ра-аз – два-а – три – че-тыре, – преодоление пространства в два-три этажа по мраморной лестнице Рязанского областного кардиодиспансера дается здешним «квартирантам» с большим трудом, «на счёт», и многим при поступлении в больницу напоминает «восхождение на Эверест».
К сожалению, сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему занимают одну из лидирующих позиций среди самых распространенных недугов современности.
Внушительное здание рязанской областной клинической больницы №3, спрятанное в глубине просторного двора за густыми ветвями высоких деревьев, стояло на улице Стройкова задолго до образования здесь кардиологического диспансера. Несколько десятилетий назад поступление даже в терапевтическое отделение кардиологии казалось пациентам чуть ли не приговором.
Рязанские доктора имели на этот счет свою собственную точку зрения и пасовать перед трудностями не собирались. С приходом в клинику Павла Швальба, который стал заведующим отделением сосудистой хирургии и главным сердечно-сосудистым хирургом облздравотдела, многие проблемы этого направления хирургии стали решаться активней.
Научный подход
Павел Швальб пришел в кардиологию с богатым практическим и научным опытом. За плечами – десять лет хирургической практики, выполнение сложнейших операций на органах брюшной полости и понимание того, что для пациента важны не только успешное проведение операции, но и последствия хирургического вмешательства в организм. Требовалось снизить риск воспалительных процессов и осложнений у послеоперационных больных. Особая надежда возлагалась на тех, кто был готов сказать новое слово в медицине.
– Еще в первом десятилетии хирургической практики мне удалось написать большую работу о рациональной комбинированной антибиотикотерапии и разработать схему, которая сразу разошлась по лечебным учреждениям города и области, – вспоминает Павел Григорьевич.
После проведения большого клинико-экспериментального исследования он защитил кандидатскую диссертацию по вопросам применения препарата «бутадион» при некоторых воспалительных заболеваниях.
Эта работа явилась первой диссертацией о применении подобных средств в России. Но он не мог довольствоваться достигнутыми результатами. Не таков характер. Да и задачи, которые ставила перед медициной жизнь, не заканчивались – они трансформировались, обретали новые оттенки и грани и по-прежнему требовали незамедлительного решения.
В 39 лет Павел Григорьевич Швальб защитил докторскую диссертацию на тему «Хроническая венозная недостаточность нижних конечностей».
В научном багаже Павла Григорьевича – также более 200 научных и учебно-методических работ, более 10 патентов на изобретение. Написанные им или с его участием монографии были изданы в стране и за рубежом. Сегодня они являются настольными книгами для новых поколений сосудистых хирургов.
Заслуги Швальба в создании кардиоцентра трудно переоценить. По собственной инициативе Павел Григорьевич разработал план реорганизации помощи сердечно-сосудистым больным и высказал предложение об организации единого сердечно-сосудистого центра с детальной проработкой деятельности его подразделений. Это предложение сыграло положительную роль в образовании Рязанского кардиологического диспансера.
На новый уровень
Существовавшая в советское время распределительная система поставок дорогостоящей диагностической аппаратуры не способствовала развитию нового медицинского подразделения. Для обеспечения кардиоцентра уникальной по тому времени аппаратурой Швальбу не раз приходилось использовать собственный авторитет и личные контакты. Так, первый современный ультразвуковой комплекс был получен по личному указанию тогдашнего министра здравоохранения страны.
Благодаря настойчивости Павла Григорьевича был куплен и ультрасовременный по тем временам комплекс для рентгеновских исследований сосудов «Интегрис 3000», который проработал более 15 лет. По мнению известных врачей, с «Интегриса» практически и началось внедрение в Рязани «высоких технологий», успешно стали проводиться все виды операций на артериях, включая заболевания сонных артерий, аорты и периферических артерий, а также сложные операции при заболеваниях вен. Со временем были освоены и гибридные вмешательства (с совмещением традиционной хирургической и рентгено-эндоваскулярной техники).
Характерно, что для внедрения в практику современных научных достижений и идей хирург Павел Швальб и сам стал изобретателем. В течение десяти лет он работал по совместительству главным научным сотрудником научно-исследовательского института газоразрядных приборов, где группа специалистов разрабатывала медицинскую технику. Результатом успешного сотрудничества стал лазерный аппарат «АЛОК» (принципы разработанного прибора легли в основу целой серии аналогичных приборов). Оборудование под этой маркой предназначалось для лечения заболеваний, связанных с нарушением кровообращения, а также некоторых воспалительных заболеваний внутренних органов.
Павел Григорьевич по праву считается родоначальником микрохирургии в Рязани. Специалисты центра проводят операции по приживлению ампутированных в результате несчастных случаев пальцев и кистей рук. И добились в этом направлении серьезных успехов.
В фундаментальном руководстве по флебологии (науке по диагностике, лечению и предупреждению заболевания вен) под редакцией академика B.C. Савельева Павел Григорьевич при жизни назван классиком отечественной флебологии, что само по себе – явление уникальное. Многие положения и гипотезы, высказанные им еще 20 лет назад, только сейчас начинают признаваться ангиологами России.
Многие годы Павел Григорьевич Швальб возглавляет кафедру ангиологии и сосудистой хирургии в Рязанском государственном университете им. академика И.П. Павлова, стоял у истоков создания этой кафедры, вырастил целую плеяду талантливых учеников. Это три поколения успешных хирургов, некоторые из них сегодня уже являются светилами современной медицины, руководят кафедрами и вузами, продолжают практическую работу. По мнению Павла Григорьевича, у нового поколения сосудистых хирургов гораздо больше возможностей для совмещения научной и практической деятельности, однако главное – это желание самого хирурга заниматься наукой.
Время не властно
Мы сидим в кабинете П.Г. Швальба, в который постоянно заходят люди. Для многих Павел Григорьевич не только руководитель, но и учитель, ученый, имя которого широко известно за пределами нашего региона.
С определенной долей грусти Павел Григорьевич размышляет о состоянии сегодняшней медицины:
– Медицина является продуктом общественного развития и меняется соответственно изменениям общества. В конце прошлого века в ней была сильна гуманитарная составляющая, что отражалось и в структуре здравоохранения: фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, полновесные районные больницы. Она была гораздо ближе к народу и несравненно доступнее. Приоритеты зависели от личности врача и его фундаментальной подготовки. Это было продолжение традиционной отечественной медицины (лечение не болезни, а больного).
Техническая революция повысила лечебный и диагностический уровень медицины, но привела не только к инструментальному идеализму (практически мы постоянно работаем «на автопилоте»), но и к обезличиванию пациента как объекта воздействия. Пациент находится в прокрустовом ложе «медико-технических стандартов», когда «уложился в сроки» – хорошо, а «не уложился» – последует целая куча объяснений, – высказывает свою точку зрения Павел Григорьевич, подчеркнув, что с надеждой смотрит на будущее отечественной медицины.
Своя колея
Более полувека своей жизни П.Г. Швальб отдал служению медицине и родному городу.
Но его жизнь не ограничена рамками одной лишь профессиональной деятельности. Человек разносторонних интересов и колоссальной энергии, Павел Швальб стал одним из основателей рязанского велотуризма, увлекался горнолыжным спортом. Он любит путешествовать. Побывал во многих республиках необъятной Родины, посетил страны Африки и Европы. Всюду его сопровождала жена – тоже врач, кандидат наук, с которой они живут уже почти 60 лет. Их сын и дочь пошли по стопам родителей, продолжив династию врачей.
Сегодня жизнь Павла Григорьевича украшают пятеро внуков и восемь правнуков. Иногда он рассказывает им о том молодом юноше, который мечтал стать артистом, но выбрал другую стезю и стал виртуозом своего дела. Больше того – повелителем скальпеля и лазера.
Анна Никитина