Мо Янь
«Страна вина»
Мо Янь — это литературный псевдоним китайского писателя Гуань Мое (род. в 1955 г.). «Культурная революция» 1960-х гг. в Китае сказалась на судьбе будущего писателя: ему пришлось оставить школу и мысль об образовании и пойти на сельскую работу. Затем он добровольно пошел на службу в Народно-освободительную армию Китая (НОАК), где прошел путь от командира отделения, сотрудника службы безопасности до политрука. Ныне Мо Янь – почетный доктор филологии Открытого университета Гонконга. В прошлом году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 2012 года.
Первая премия мира присуждена за его работы, в которых «галлюциногенный реализм сочетается с народными сказками, историей и современностью». Неофициально Мо Яня зачастую называют китайским аналогом Франца Кафки и Джозефа Хеллера.
Мировую известность прозаику Мо Янь принесли две новеллы, которые легли в основу фильма «Красный гаолян», снятого в 1987 году режиссером Джаном Имоу. В начале 2000-х годов китайские режиссеры экранизировали еще ряд работ Мо Яня — вышли фильмы «Девушка Нуань» и «Счастье на час».
«Страна вина» – произведение, безусловно, выдающееся. Оно дает читателю прекрасную возможность познакомиться с самой яркой и колкой сатирой в современной китайской литературе.
Дмитрий Быков
«Синдром Черныша»
Дмитрий Львович Быков (род. в 1967 г.) – русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Дмитрий Быков выступает сегодня во многих ипостасях – воистину, и швец, и жнец, и на дуде игрец. За множеством его талантов нетрудно забыть, что вообще-то Быков – интересный писатель. Но регулярно выходящие из печати книги напоминают об этом.
В первую часть сборника «Синдром Черныша» вошли 23 рассказа Дмитрия Быкова — как публиковавшиеся ранее, так и совсем новые. К ним у автора шести романов и двух объемных литературных биографий отношение особое. Он полагает, что «написать хороший рассказ почти так же трудно, как прожить хорошую жизнь». И сравнивает свои рассказы со снами — «моими или чужими, иногда смешными, но чаще страшными».
Во второй части сборника Дмитрий Быков выступает в новой для себя ипостаси — драматурга. В пьесах, как и в других его литературных произведениях, сатира соседствует с лирикой, гротеск с реальностью, а острая актуальность — с философскими рассуждениями.
Подготовила