И.К. – Сами понимаете, у этого министерства – особое положение и особая значимость. Любая задача, которую оно решает, напрямую связана с людьми. Но даже среди приоритетных вопросов есть самые приоритетные, потому что они касаются здоровья и жизни человека. И это связано с обеспечением условий для безопасного труда.
Р.В. – Решением этой проблемы занимаются многие организации. А какая роль отведена Фонду социального страхования РФ?
И.К. – Напомню, что задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд начал выполнять с 2000 года, когда вступил в действие Федеральный закон № 125 ФЗ. С этого времени наши специалисты ведут учет и регистрацию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний среди застрахованных граждан.
Р.В. – А для чего необходимы эти данные?
И.К. – Во-первых, государственное управление охраной труда невозможно без достоверных сведений о состоянии производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и условий труда. Во-вторых, эти показатели надо знать для разработки профилактических мер и оценки эффективности средств, которые расходуются на охрану труда. И, наконец, это важно потому, что состояние условий труда затрагивает жизненно важные интересы огромного числа людей.
Конечно, мы все прекрасно понимаем, что полностью избежать рисков в трудовой деятельности невозможно, но вполне реально уменьшить их за счет проведения профилактических мероприятий. Региональное отделение не только обеспечивает страховые выплаты и ведет работу по реабилитации пострадавших, но и устанавливает страхователям скидки и надбавки к страховому тарифу, финансирует преду-предительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дает страхователям рекомендации по предупреждению страховых случаев.
Но какой бы активной ни была наша работа, она может быть эффективной только в тесном взаимодействии с другими организациями. Поэтому многие задачи мы решаем сообща с Государственной инспекцией труда, Министерством здравоохранения области, Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерством труда и занятости населения, Главным управлением записи актов гражданского состояния, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы», проф-
патологическим центром ГБУ РО «Рязанская областная клиническая больница», объединением организаций профсоюзов и другими учреждениями и организациями.
Вот один из примеров такого взаимодействия. В декабре прошлого года в консервном цехе ООО «Мясокомбинат «Шиловский» взорвался автоклав. Пострадали три человека. Один из них К. получил сильнейший термический ожог с повреждением 70% кожного покрова. Из Шиловской центральной районной больницы он был срочно эвакуирован в ожоговое отделение област-ной клинической больницы. Здесь врачам удалось стабилизировать состояние пациента, но угроза жизни сохранялась. Состояние К. оценивалось как стабильно тяжелое.
Врачебная комиссия областной клинической больницы вместе со специалистом из Москвы принимает решение: необходимо лечение в НИИ хирургии имени Вишневского. Для оказания медицинской помощи на базе главного ожогового центра страны региональное отделение Фонда в тот же день заключило договор с медицинской организацией. В сопровождении реаниматолога и комбустиолога ГБУ РО «Областная клиническая больница» К. был доставлен в НИИ хирургии имени Вишневского. Полтора месяца врачи боролись за его жизнь. И вот – победа! 28 января К. выписан на амбулаторно-поликлиническое лечение по месту жительства. Сейчас пациенту установлена третья группа инвалидности. Значит, он сможет трудиться. Это – радость не только для К. и его близких, но и для наших специалистов, четко и оперативно действовавших в критический момент, своевременно обеспечивших финансирование дорогостоящего лечения.
Таких примеров немало. И всякий раз мы испытываем искреннюю радость, когда убеждаемся, что человек вернулся в свой коллектив, на свое рабочее место.
Р.В. – Игорь Иванович, понятно, что беды на производстве всегда происходят случайно. Вряд ли тут можно что-то планировать. Но все-таки, какая тенденция наблюдается в последние годы: количество несчастных случаев в нашей области уменьшается, увеличивается или остается стабильным?
И.К. – До 2009 года отмечалось ежегодное снижение уровня производственного травматизма. А затем этот показатель стабилизировался.
Р.В. – Интересно, с чем это может быть связано?
И.К. – На наш взгляд, на снижение уровня производственного травматизма оказал влияние экономический кризис, который сопровождался падением объема производства, сокращением числа работающих граждан в промышленности. Судя по всем признакам, дальнейшего снижения производственного травматизма без заметного улучшения условий труда, обновления основных фондов, изменения подходов к охране труда ждать не следует. Анализ уровня производственного травматизма показывает: там, где есть развитая промышленность и отмечается деловая активность, к сожалению, и производственный травматизм остается высоким.
Правда, можно отметить, что наблюдается тенденция к снижению числа легких несчастных случаев на производстве: с 497 в 2008 году до 360 в 2012-м. Но, конечно же, нас больше всего тревожат тяжелые несчастные случаи на производстве и случаи со смертельным исходом. По этим показателям в 2012 году в области произошел неожиданный скачок: 64 тяжелых несчастных случая – на 17,2 % больше, чем в предыдущем году. Все пострадавшие были пролечены за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. У 61% травмированных восстановлена трудоспособность. Это на 7% больше, чем в среднем по Российской Федерации. Как видите, результаты говорят сами за себя. И это в то время, когда после легких несчастных случаев примерно 7% пострадавших получают от 40 до 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности. Мы убеждены, что вложение средств в раннюю реабилитацию пострадавших наиболее эффективно. Сейчас это применяется только к тем, кто получил тяжелые травмы. Возможно, если Фонд социального страхования РФ будет оплачивать расходы по лечению и реабилитации всех пострадавших после несчастных случаев на производстве, это позволит существенно сократить расходы на последующую компенсацию утраченного заработка.
Р.В. – Скажите, что показали результаты первого квартала этого года?
И.К. – Пока все складывается достаточно благополучно. Если в первом квартале прошлого года 37 работникам была установлена стойкая утрата трудоспособности, то в этом году – 15. Год назад за январь – март 5 человек получили производственные травмы, несовместимые с жизнью, в этом году – 1.
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве в 2013 году запланировано направить 44,5 миллиона рублей. В первом квартале израсходовано 10,5 миллиона рублей. На стационарное и амбулаторно-поликлиническое лечение пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая направлено 744,6 тысячи рублей. Это более чем в два раза превышает показатель прошлого года. 7,4 миллиона рублей ушло на оплату путевок в санатории и реабилитационные центры Фонда социального страхования. Они были выданы 179 пострадавшим, а всего за год укрепят здоровье в санаторно-курортных учреждениях 680 человек, которые в разные годы получили производственные травмы.
Безусловно, Фонд делает все возможное для того, чтобы вернуть людям трудоспособность, но сегодня на первый план выходят другие задачи: с компенсации ущерба здоровью работника акцент переносится на предупредительные меры, способные предотвратить или существенно снизить производственный травматизм. Уменьшение числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний повышает экономическую заинтересованность работодателей в их профилактике.
В 2012 году региональное отделение дало разрешение 199 страхователям направлять до 20% сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. На эти цели было израсходовано 29 501,9 тысячи рублей. 35% из них пошли на приобретение средств индивидуальной защиты, 26,6% – на аттестацию рабочих мест, 22,9% – на оздоровление работников в санаторно-курортных учреждениях, 14,7% – на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников.
Как положительный фактор надо рассматривать то, что страхователи стали более активно использовать средства предупредительных мероприятий на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Например, за счет страховых взносов ОАО «Тяжпрессмаш» провело аттестацию 500 рабочих мест, ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» – 306 рабочих мест.
Больше внимания стало уделяться обучению работников знаниям и умениям по охране труда. Если в 2011 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было обучено 92 человека, то в 2012 году – 144. Практика показывает: без грамотных специалистов в области охраны труда невозможно добиться существенных улучшений в этой области. Именно обучение застрахованных граждан правилам охраны труда позволяет обеспечить профилактические меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также стимулирует работодателей к внедрению современных средств техники безопасности, предупреждающих производственный травматизм и обеспечивающих санитарно-гигиенические условия труда.
Р.В. – Традиционный вопрос: что планируется сделать в 2013 году?
И.К. – На предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний региональное отделение направит 32 миллиона рублей. А это значит, что наши трудовые коллективы получат еще больше аттестованных рабочих мест, еще больше работников пройдут периодические медицинские осмотры и будут обеспечены средствами индивидуальной защиты, укрепят здоровье в санаторно-курортных учреждениях, получат необходимые знания по охране труда. Все направлено на то, чтобы сделать обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действенным инструментом управления профессиональными рисками.
И вполне понятно, что обо всем этом шел разговор на расширенной коллегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Среди главных задач на 2013 год она определила оптимизацию тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: их необходимо поставить в зависимость от уровня профессионального риска и величины расходов по каждому виду экономической деятельности. И второе важное направление – перенос акцента в расходах ФСС РФ с выплат гражданам, уже получившим по-вреждение здоровья в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием, на финансирование мероприятий по предупреждению страховых случаев. А уж если беда случится – и впредь предпринимать активные меры по ранней реабилитации пострадавшего и возвращению его к полноценной трудовой жизни.
Р.В. – Спасибо, Игорь Иванович. Успехов Вам!
Беседовала