Уроженец Рязани, заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Иванов (1933 – 2009), выпускник нашего художественного училища и Академии художеств в Петербурге, большую часть жизни отдал административной и общественной работе. Долго возглавлял региональную организацию Союза художников России, а потом, до самой кончины, областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Сегодня о нем вспоминают коллеги.
Марина Котова, искусствовед, директор Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина;
– Больше двадцати лет, с 1988 по 2009 год, Владимир Александрович руководил музеем. Это целая эпоха в истории музея – эпоха Владимира Иванова. Главная его заслуга в том, что у нас сформировалась сложная система с несколькими «удаленными» отделами. В 1992 году открылся дом-музей И.П. Пожалостина в Солотче; в 1998 году – Дет-ская картинная галерея на ул. Стройкова, а в 2004 году главное его детище – галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская» на Первомайском проспекте.
Создавая галерею, он вникал во все тонкости: досконально изучил инструкцию по учету и хранению экспонатов, интересовался, как правильно организовать фондохранилище, как построить стеллажи для хранения живописи. И сама экспозиция – это дитя, рожденное Владимиром Александровичем совместно с самим Виктором Ивановичем Ивановым. Виктору Ивановичу крупно повезло, что на его пути встретился Владимир Александрович, безоглядно посвятивший себя созданию этой галереи.
А в главном здании музея проходили республиканские, зональные, региональные выставки. Он сам делал экспозицию современного российского искусства 70-80-90-х годов – настолько трепетно относился к этому периоду, что никому не доверил. Сейчас в этом зале проходят выставки, в том числе посмертная – и первая крупная – персональная выставка самого Иванова. При жизни у него была всего одна небольшая выставка в доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче, и то – после долгих уговоров с нашей стороны. Когда мы предлагали ему сделать персональную выставку в музее, он всегда говорил, что не готов, что нечего показывать. Хотел сделать хорошую экспозицию, сопроводить достойным каталогом. И специально готовил работы к юбилейной выставке, на даче на подрамнике осталась незаконченная картина… Он так ответственно относился к этому проекту, что, к сожалению, при жизни не успел его сделать.
Начинал Владимир Александрович как очень интересный художник. В фонде музея есть несколько его ранних работ, которые мы получили через министерство культуры РФ. В 60-70-е годы он изображал людей труда, бытовые сцены, как это было принято. Немало у него натюрмортов, в которых он искал сочетание фактур, колористические решения, художественные приемы. Но по-настоящему волновал, интересовал его человек, его внутренний мир. Поэтому Владимир Александрович любил изображать людей в возрасте, на лице которых читалась история. Портрет ветерана Ивана Прохоровича, работавшего у нас столяром, он писал очень долго. Иванову все казалось, что он не схватил что-то важное.
Владимир Александрович всегда очень хотел заниматься творчеством, с нетерпением ждал отпуска, брал его, как правило, осенью и ехал на дачу в Деулино. Там он мог хотя бы месяц в году отдаваться любимому делу – написанию этюдов, созданию картин. Но месяц – это очень мало. Мне по-человечески жаль, что администратор в нем помешал художнику.
Алексей Анисимов, заслуженный художник России, председатель Рязанской организации Союза художников России;
– Владимир Александрович внес большую лепту в художественную историю Рязани. Почти 23 года он проработал председателем нашей организации. Никто не умел так, как он, сплотить художников в преддверии каких-то выставок, организовать пленэры, вдохновить на создание этюдов и больших картин. При нем рязанский союз художников стал союзом во всех смыслах этого слова. Сейчас, будучи главой организации, я хорошо понимаю, насколько это сложно – руководить творческими людьми.
При Иванове художники получали мастерские от города в жилых домах и квартиры, открылся выставочный зал на улице Есенина. И тому, что художественный музей получил здание на улице Свободы, мы обязаны Владимиру Александровичу. Именно он подал идею провести в Рязани зональную выставку 80-го года. Для этой цели из дома Рюминых были выселены многие организации, сделан ремонт, и теперь мы имеем прекрасный музей.
Он с самоотдачей занимался администрированием, а ведь мог это время потратить на собственное творчество, будучи очень талантливым художником. К сожалению, многие его произведения не дошли до нас, а интересные задумки не были реализованы. Уничтожено прекрасное, мастерски сделанное сграффито в ресторане «Москва», которое он создал вместе с художницей Олимпиадой Бусыгиной. Владимир Александрович представлял замечательный проект на конкурс росписей Дворца бракосочетания в Рязани – хотел сделать яркий, полноцветный образ материнства. Но предложение не прошло. Ему не дали реализоваться как монументалисту, может быть, поэтому он занялся станковой живописью. Работал очень увлеченно. Когда делал большой цикл о рыбаках Калининграда, то так проникся темой, что жил в Прибалтике подолгу, ходил на сейнерах в море.
До самого конца он, несмотря на болезнь, приходил в выходные в мастерскую в Дом художника, писал. Последний портрет экспонировался на зональной выставке в Ярославле на видном месте, за него он получил областную премию «Маэстро».
Василий Колдин, директор Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера, заслуженный работник культуры России;
– Когда-то мы с Владимиром Тихомировым делали фильм о Владимире Александровиче. Он тогда сказал: «У меня два таланта: один организатора, другой – художника». Я не знаю, какой талант был ярче, но как организатор он сделал очень много. Владимир Александрович по характеру был лидер. Имел свое мнение и умел его отстаивать. Как видный общественный деятель много выступал по телевидению, в печати, на открытиях выставок. А это тоже работа.
Он очень болел душой за художественный музей. И сделал несколько серьезных проектов – по его инициативе там выставлялись крупные российские художники. Добился создания Дет-
ской картинной галереи – отдела музея (город выделил помещение в бывшем магазине). Это имело громадное значение для художественного образования: там проходили выставки, галерея методически объединяла детские художественные школы города и области. Организация картинной галереи Виктора Иванова – это даже не подвижничество, а самопожертвование Владимира Александровича. Много он сделал и для дома-музея И.П. Пожалостина в Солотче. Благодаря его настойчивости был построен административно-выставочный корпус с гостиничными номерами.
Как художник по своему дарованию, образованию, темпераменту он мог сделать многое. У него были прекрасные портреты, пейзажи, но все это не получило мощного развития, потому что он занимался административной работой. И то, что при его жизни не было большой персональной выставки, это большая потеря для изобразительного искусства Рязани и области.
ОТ АВТОРА
Есть люди, к уходу которых трудно привыкнуть. Владимир Александрович Иванов – один из них. Все слишком живо в памяти. Кабинет с массивным столом в башенке рюминского дома, где перебывали, наверное, десятки выдающихся российских художников второй половины XX века. Визиты в его мастерскую (теперь в ней другой художник, и выглядит она иначе, но сохранился старый диван) и его визиты в редакцию.
Энергичный во время перестройки здания на Первомайском проспекте под галерею Виктора Иванова, – и усталый у окна этой же галереи спустя несколько лет, во время подготовки юбилея его однофамильца… Потрясающие рассказы, большая часть которых, увы, не могла вместиться в рамки газетного интервью. Его вечерний звонок – чтобы обсудить какую-то ситуацию... И многое другое. Светлая память.