И впрямь, первое, что приходит в голову, как услышу о репетиторах, это: какое счастье, что я училась в другое время! Правда, в тот год, когда я заканчивала сельскую среднюю школу, был введен обязательный профориентационный одиннадцатый класс. Мы изучали садоводство, трактора, и под конец я даже могла проехать на сельхозмашине несколько метров. Ну а после этого «лишнего» года обучения без проблем поступила в институт и стала изучать свою любимую литературу. Из двух наших параллельных классов в вузы поступило довольно много ребят: в «пед», «сельхоз», «радик», а один юноша – в Рижский институт гражданского воздушного флота, который был широко известен своим клубом КВН. Сюрпризов не имелось никаких. Наши учителя были почти уверены: все эти ребята поступят, потому что способные и в школе занимались ответственно. Остальные выпускники стали учиться в техникумах, пошли работать на производство. Так же, в основном честно и справедливо, было и в последующие десятилетия.
Почему же сейчас: ажиотаж и нервотрепка, всевозможные волнения и – денежные потоки? Конечно, в жизни все должно меняться, приобретать новые, современные и более совершенные формы. Но какое в данном случае совершенство?
В чем дело? Неужели знания, которые дает наша школа, действительно, настолько плохи, что без репетиторов – никуда? Не хотелось бы в это верить, но…
Посмотрим, что делалось у нас во всех отраслях за два с лишним минувших десятилетия: свое под корень рубили, чужое пытались внедрить, а оно, чаще всего, не прижилось и не приживается. Сейчас весна, дачники посадками озабочены, сеют, сеют семена (из-за границы завезенные), а они не всходят. Так и в образовании. Насаждаем в школах очень часто не свое, а по заграницам нахватанное, а это идет туго. Поэтому один авторитетный и известный в стране человек, слыша рапорты, что, мол, создана эффективная система проверки качества образования, удивился: «А чего проверять-то?» Действительно, есть ЕГЭ, есть ГИА и другое подобное. А вот какие знания все это будет оценивать?
Между тем репетиторская страда в полном разгаре. В серьезных газетах пишут-советуют, на что обратить внимание при подборе столь необходимых «кадров». Кто хвалит кандидатов наук. Для кого-то хороши и студенты. Есть особенно заманчивый репетитор под маркой «эксперт ЕГЭ». Может быть, это те самые люди, которые КИМы и сочиняют? Да так, что без занятий с репетиторами их никакими силами не одолеешь? Как бы то ни было, но когда лишь 15 процентов выпускников готовы поступать в вузы без репетиторов, только со школьными знаниями, это ненормально.
Правда, сейчас все чаще хвалят надомное образование. Оно все больше входит в моду. Опять же по примеру заграницы. Не увлечься бы нам не в меру и этим новшеством! Иначе школа может разрушиться, а ведь она – фундамент и основа общества.