22:02 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1988

Свобода и несвобода

Это выбор самого человека

В апреле в Театре на Соборной с успехом прошла премьера. Худрук театра Марина Есенина поставила спектакль «Тринадцатая звезда» по пьесе Виктора Ольшанского, основанной на рассказах англо-американо-канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. Спектакли по этому произведению в Рязань на фестиваль «На пороге юности» привозили другие театры, и они пользовались большим успехом. Эта история адресована подросткам – и затрагивает серьезные темы.

Действие разворачивается в Пристани, месте, где тренированные кролики бегают от охотничьих собак, а зрители делают ставки на жизнь или смерть ушастых участников. Еще никто из невольников-кроликов не вышел из Пристани живым. Есть только один шанс получить свободу – тринадцать раз убежать от собаки, получив тринадцать «звезд». У главного героя, кролика Джека Боевого Конька, уже двенадцать звезд, но… Человек с ружьем, Слаймен, добивающий проигравших кроликов, принуждает другого «звездного» бегуна, Громилу, нанести увечье Джеку перед решающим забегом…

Жизнь и смерть в Пристани зависят не только от физической формы, выносливости, но и от силы духа, воли, от чувства товарищества и благородства души. Сетон-Томпсон был одним из идеологов движения скаутов (с которых потом брали пример пионеры), а тринадцать звезд и полос изначально имел американский флаг (полосы символизировали свободу). Но Марина Есенина делает акцент не только на соревновательно-братском духе – хотя и это читается. Она ставит спектакль в жанре мелодрамы (это заявлено в программке).

Режиссёру важны светлые чувства героев. Любовь Джека к крольчихе Ясноглазке, ради которой он готов на все – пусть она этого и не достойна. Любовь Джека к покойным родителям, приходящим к нему во сне. Забота Джека о кролике-новичке по имени Пушок: он жертвует отдыхом перед решающим тринадцатым забегом, чтобы помочь товарищу. Важны не только добрые поступки, но и исповедальные монологи сторожа Пристани Мики Ду и старой крольчихи Вислоухой, помогающих Джеку.

Сопряжение жестких динамичных эпизодов и лирических сцен позволяет «держать» внимание зрителей, эмоциональный накал не ослабевает. Лихо закрученный сюжет, акробатические номера, поединки – с одной стороны; тщательная психологическая «прорисовка» характеров, их развития, поступков – с другой. Именно «объемность» персонажей позволяет исподволь, без назидательности поднимать в спектакле важные темы – преодоление страха, готовность жертвовать своими интересами ради других, нерасчетливость настоящей любви.

Конечно, такое возможно только при наличии хорошего актерского ансамбля. Главную роль, Джека Боевого Конька, исполняют в очередь Дмитрий Мазепа и Константин Ретинский. Дмитрию Мазепе, кажется, легко дается все – и сложная психологическая партитура, и акробатические трюки. Ему веришь безоговорочно – и сопереживаешь. Настоящий человек, сильная личность, лишенный бахвальства, искренний в любви и дружбе – таков Джек в исполнении Мазепы.

Громила, сыгранный Дмитрием Немочиным, наделен душой невольника. Ему комфортно в клетке, он признает только силу, никто ему не дорог. Он даже рискует жизнью влюбленной в него Ясноглазки. Эту кокетливую крольчиху, бездумно принимающую знаки внимания от нескольких кавалеров, но в тяжелую минуту готовую рискнуть жизнью ради любимого, играет Екатерина Васильева. Самые большие внутренние изменения происходят с новичком Пушком (в этой роли Илья Кузьмин). Ленивый и трусливый в начале, испугавшийся предупредить Джека о заговоре, он, под влиянием общения с ним, меняется – и ломает себя, свой страх. А вечно простуженный Слаймен в исполнении Сергея Невидина, напротив, храбр только когда держит в руках ружье, а без него превращается в тряпку.

Вызывает безоговорочную симпатию сторож Мики Ду, которого играет новый актер труппы многоопытный Владимир Баранов: мы видим, как симпатия к Джеку берет верх над благоразумием и желанием подзаработать. (Мики Ду в очередь играет и Константин Зенков). Крольчиха Вислоухая, резкая, угловатая, на поверку оказывается сломленной людьми претенденткой на тринадцатую звезду, личностью, когда-то стремившейся к свободе. (И тут два состава: заняты Марина Заланская и Анна Комарова). Роли призраков усопших родителей достались заслуженным артистам России Владимиру Устинову и Светлане Гузиковой (в другом составе – Людмиле Сорокиной). Тут можно легко уйти в пафос и тем самым вызвать неприятие и скуку у подростков в зале, но мэтры нашего театра умеют выдержать нужную интонацию.

А верную интонацию всему спектаклю задают костюмы и декорации Юлии Ксензовой, главного художника театра. Звездное небо и белые одежды родителей отражают один пласт – сон и призрачную свободу; деревянные конструкции, ряды казарменных ламп и полувоенные-полуспортивные костюмы героев – другой, жестокую реальность. Но при всей унификации наряд каждого персонажа имеет отличительные черты, работающие на образ. Внес свою лепту в создание «цельного полотна» и композитор театра Владимир Устинов, музыка которого неотделима от действия.

…В финале «исчезают» ряды низко повешенных ламп, а с ними – ощущение давящего холодного пространства, возникает свободный космос звездного неба. Свобода подчас дается дорого, но она того стоит…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 81 (4383) от 08 мая 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

«Русская песня как часть культуры»

«Серебряный венец Якова Полонского»

Творческий союз

Память
Сегодня исполнилось бы 75 лет Галине Петровне Черновой - известному журналисту. Ей посвящал свои лучшие стихи поэт Евгений Маркин
Памяти Виктора Васильевича Соловьева
В очередной раз убеждаюсь, что в нашей жизни бывают люди, которых трудно заменить. Именно таким человеком был Почетный работник лесного хозяйства Рязанской области, заслуженный лесовод ...
Читайте в этом номере: