Об этой истории нам поведала секретарь комитета ТОС В Дягилеве Анна Ивановна Герасева – человек беспокойный и неравнодушный. В редакцию она обратилась с одной просьбой; «Помогите парню».
Вова Бушуев появился на свет 8 марта 1983 года, но его маме был не нужен этот «подарок», и она оставила Владимира в роддоме г. Сасово. Через неделю его перевели в Рязанский Дом ребенка.
– Я, можно сказать, даже материнского молока не знал, – рассказывает Владимир. – Но значит, на то у нее были причины. Я не хочу ее осуждать, но мне бы очень хотелось ее найти, – говорит мужчина.
После рождения три года мальчик прожил в Рязани в Доме малютки, потом был направлен в Солотчинский дом-интернат. В 7 лет его перевели в школу-интернат г. Рыбное. Вова смог отучиться всего несколько месяцев, и потом его жизнь началась с чистого листа в буквальном смысле слова.
Русский цыган
Цыганская семья Михай захотела усыновить мальчика. Выбор пал на Володю. Перед днем усыновления Вова не спал всю ночь. Ему, конечно, очень хотелось иметь родителей, но новой, неизвестной жизни он очень боялся. Через неделю мальчика увезли из Рыбного. Родители забрали у него старую одежду, обувь, школьную форму, порт-
фель, книги, альбомы, чтобы ребенок окончательно забыл про прошлую жизнь и лучше адаптировался в новой. В школу Володя больше не ходил. За две недели выучил цыганский язык.
С ранних лет узнал, как колоть дрова, топить печь, таскать тяжелые ведра с водой, убирать снег. В 18 лет парень женился на цыганочке. Родилась дочь. Но семейная жизнь не задалась, и последовал развод. Дочка осталась в семье матери.
Приемные родители Володи умерли рано. И для молодого мужчины началась взрослая, самостоятельная жизнь. Родительский дом отошел старшему брату и его большой семье.
Когда Володя женился во второй раз, то сам себе построил дом. «Дом на курьих ножках», – грустно шутит Владимир. Фундамента нет, держится на стояках – столбцах. Все, что смог. Но сам. Своими руками.
Между небом и землей
Восемь лет назад Владимир пришел за помощью к Анне Ивановне Герасевой, секретарю комитета ТОС в Дягилеве. Попросил помочь восстановить ему документы. Они стали собирать информацию по крупицам. Вместе поехали в Рыбновскую школу-интернат. Там нашли в амбарной книге запись: «Усыновлен семьей цыган». Больше никаких сведений о его жизни там не обнаружили. Даже свидетельства о рождении не нашлось. Одна из воспитательниц вспомнила своего бывшего ученика. Говорит, замечательный был мальчишка, очень хорошо рисовал, все схватывал налету, но, к сожалению, успел научиться читать только по слогам. А потом его усыновили.
– Володя рос у меня на глазах, – вспоминает Анна Ивановна. – И меня всегда беспокоил вопрос: почему никто из сотрудников опеки за все те годы не поинтересовался судьбой мальчика? Почему он не ходил в школу? Если бы Владимир с его способностями получил образование, а потом и достойную профессию, сейчас бы не было проблем в его жизни.
Потом они ездили в Солотчинский дом-интернат, писали письма в Сасово и неимоверными усилиями смогли все-таки восстановить родословную. После нескольких судебных разбирательств мужчине, наконец, выдали повторное свидетельство о рождении на имя Михая Владимира Томоновича. Потом дело встало за паспортом.
Все собранные бумаги передали в суд и стали ждать результата. Пять раз заседания переносили и откладывали. Анна Ивановна Герасева возила своего подопечного в суд из Дягилева. На пятый раз Михаю наконец-то выдали паспорт. Родственница его приемного отца согласилась прописать мужчину в своем доме.
– Настоящую материнскую ласку я получил от Анны Ивановны: если голодный – накормит, если какие-то проблемы возникнут – она даст совет, – говорит Владимир Михай. – Я всегда к ней прислушиваюсь, как сын к матери. Знаю, что никогда не откажет в помощи.
В мастере нуждаетесь?
По словам Анны Ивановны, у Володи есть божий дар: он отлично разбирается в технике, любой автомобиль отремонтирует лучше, чем в автосервисе. Заметив это, Анна Ивановна уговорила его пойти учиться на водителя. Владимир сначала сильно сопротивлялся: ведь ни писать, ни читать он толком не умел, но согласился попробовать освоить специальность.
– Прошлой зимой мы купили «Правила дорожного движения» и стали их учить вместе: я читала, а Володя запоминал на слух, – рассказывает женщина. – Потом я его пригласила на компьютерные курсы для активистов ТОС. Их вели в библиотеке студенты радиоуниверситета. Он ничего не записывал, а только слушал. В итоге смог все освоить лучше всех, научился хорошо читать и писать и нам еще подсказывал. И это ему очень помогло на экзаменах по ПДД, которые сдавали в виде тестов на компьютерах.
Владимир сам, без чьей-либо помощи, сдал на водительскую категорию В сначала в автошколе, а потом в ГАИ.
Потом Анна Ивановна убедила его пойти учиться еще и на категорию С – для работы на грузовом транспорте. С деньгами на обучение помог предприниматель Сергей Иосифович Чантурия. Владимир ранее работал в его топливной компании.
Разовые и временные заработки у Владимира Михая бывали часто: он трудился и газорезчиком, и дворником, и на автозаправочной станции помощником механика, и помогал в ремонте автомобилей, и водителем у знакомых подрабатывал. Он всегда активно помогает и во всех делах ТОСу. О чем бы его ни попросили – всегда готов! И детскую площадку подремонтировать, и траву скосить, и клумбы в порядок привести, и музыку «покрутить» на праздниках.
– Но мне хочется получить официальную работу с регулярной стабильной зарплатой, со всеми социальными гарантиями и медицинским полисом, чтобы шел трудовой стаж. Именно поэтому я и решил пойти учиться в автошколу, – говорит Владимир. – Цыгане обычно живут одним днем. А я так не могу… Я хочу быть уверенным в будущем своих детей. Может, кому-то из предпринимателей нужен ответственный и абсолютно непьющий водитель?
Владимир много раз пытался трудоустроиться, звонил в кадровые агентства, становился на учет в службе занятости населения, но все безрезультатно… Как увидят фамилию Михай, сразу отказывают. Как-то раз почти повезло: уже была договоренность о встрече по телефону, но потом выяснилось, что вакансия занята кем-то другим. Недавно в одной компании на собеседование пришли четверо: узбек, двое русских и он. Узнали, что Владимир цыган, – от ворот поворот.
У Владимира Михая двое маленьких детей: 4-летняя Надя и 7-летняя Диана. Жена Светлана – инвалид детства. Он один кормит семью. Родных у него нет. У сводного брата и родственников супруги свои большие семьи, которые тоже претерпевают трудности.
Сейчас у него есть водительские права, и, работая по профессии, он вполне мог бы достойно существовать, обеспечивать близких. Но каждый раз он упирается в стену стереотипов. «Может, мне фамилию сменить?» – задумывается Владимир. А может, и без этого можно обойтись?