Открывая заседание общественного совета, заместитель министра О.С. Щетинкина назвала цифры, которые давно уже секретом не являются; в регионе только 15,4 процента педагогов в возрасте до 30 лет, примерно каждый четвертый учитель рязанской школы – пенсионного возраста. В области сегодня более 200 педагогических вакансий, прежде всего в районах области. В дефиците – учителя физики, математики, русского языка.
Надо сказать, что для решения кадровой проблемы в системе образования в последнее время многое делается. Заметно выросла заработная плата педагогов, в том числе и молодых учителей. С этого года рекомендовано муниципальным образованиям выплачивать постоянную надбавку к заработной плате молодых педагогов – 1500-2000 рублей. Выпускникам вузов, пришедшим на работу в школу сразу после получения диплома, установлена единовременная выплата в размере 10000 рублей. Восемь муниципальных образований области осуществляют собственные единовременные выплаты молодым учителям. По постановлению Правительства области молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, будут теперь на конкурсной основе выплачиваться гранты в размере 50 тысяч рублей за апробацию и внедрение новых педагогических технологий.
В области организуется повышение квалификации молодых педагогов и их отдых за счет средств областного бюджета. Предпринимаются усилия для решения жилищной проблемы молодых учителей. Реализуется ипотечная программа строительства жилья под минимальный процент. В прошлом году в ней участвовали 33 молодых педагога. В этом году в программе смогут поучаствовать еще 34 человека. Молодые учителя имеют еще одну возможность обзавестись жильем – через программу обеспечения жильем работников бюджетной сферы. Средства жилищных программ, конечно, ограничены, но все-таки этой возможностью нельзя пренебречь. Следует сказать, что, например, в Сасовском и Клепиковском районах есть жилье для молодых педагогов.
Зарплата и жилье являются главным стимулом для закрепления в учительской профессии. Это подтвердила и ярмарка педагогических вакансий, которая недавно впервые была организована в РГУ имени С.А. Есенина. Но это – не единственный стимул. Молодых специалистов привлекает и возможность профессионального роста, и условия работы, и технологическая обеспеченность современной школы. Все это можно свести к одному понятию – престиж профессии. А профессия становится престижной тогда, когда она уважаема в обществе, когда результаты педагогического труда – очевидны и бесспорны.
Участники заседания внесли свои вполне конкретные предложения, которые будут обобщены в итоговом решении в течение ближайшей недели. Для реального повышения социального статуса педагогов необходимо несколько больше времени и усилий.