02:15 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1989

Время примирения

Неожиданно в редакцию позвонил ветеран войны Борис Вячеславович Булатов. Правда, поначалу по голосу не удалось угадать, кто это, но вот звонивший называет заголовок опубликованного больше года тому назад очерка «Был «максим» булатом у Булатова», и все проясняется. – У меня хорошие новости. Сейчас буду у вас в редакции. В той, прежней публикации рассказывалось об участии ветерана в сражениях на Курской дуге, в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии летом 1944-го, его тяжелом ранении. Теперь, как бы в дополнение, продолжение – не менее примечательные страницы из его жизни в первые послевоенные годы, но также крепко связанные с той войной…

По российскому телевидению, в программе «Время» вечером 31 марта с.г. прозвучало сообщение о том, что в Германии 740 тысячам бывших советских военнопленных, узников фашистских концлагерей, имевших – для отличия от других военнопленных – только персональный номер, теперь определены их фамилии, имена и отчества. Сообщение так взволновало Бориса Вячеславовича, что он, не откладывая, тут же сел и написал письмо в посольство Германии в Москве, письмо почти на десяти страницах…

«Уважаемый господин Посол!

Сотрудники посольства Германии в Москве!

Убедительно прошу вас: прочитайте мое письмо, несмотря на вашу занятость. Ведь пишет его старый солдат Советской Армии, участник, ветеран Великой Отечественной войны не только по зову своего рационального разума, интеллекта, но и от чистого сердца, по зову души.

Меня…до глубины души взволновало сообщение российского телевидения… Этот факт трудно, невозможно переоценить, ибо он свидетельствует о человечности, гуманности и справедливости, проявленной современной Германией, ее руководителями и гражданами в отношении бывших советских военнопленных. Это неоспоримое свидетельство, доказательство примирения двух народов, двух государств – Германии и Российской Федерации.

Я лично долго и терпеливо, с болью в душе ждал такого акта, события, потому что до настоящего времени о положении наших военнопленных в концлагерях фашистской Германии мы знали только то, что это были нечеловеческие условия (голод, насилия, издевательства…).

Вы, наверное, подумали о том, а почему этот факт так взволновал меня, старого солдата Б.В. Булатова? Отвечаю: с апреля 1946 года до февраля 1949 года, будучи военнослужащим, я служил в батальоне военнопленных, в котором находилось около тысячи бывших солдат германской армии и одна тысяча солдат японской Квантунской армии. Немцы находились около г. Свердловска (сейчас г. Екатеринбург), в районе станции Кольцово, а японские военнопленные располагались непосредственно в Свердловске… В названном батальоне я служил в качестве заведующего продовольственным складом, выдавал продукты питания военнопленным немцам и японцам, кормил их. И был непосредственным свидетелем того, что наше отношение к пленным было гуманным и человечным: кормили мы пленных весьма достойно.

Судите сами: 1946–1949 годы. Только что окончилась война. В СССР – разруха, в стране карточная система, наш народ жил в труднейших экономических и бытовых условиях… И я (заведующий продовольственным складом) выдавал для питания немецких военнопленных такие продукты: обычный нормальный русский хлеб, такой же, какой получали и наши советские граждане, сахар, соль, крупы (рис, но чаще – овсянку), мясо (чаще – баранину), рыбу (сельдь, горбушу) и так далее.

Самым объективным очевидцем такого отношения к пленным мог бы быть мой друг и помощник, водитель грузового автомобиля (пленный немец). Звали его Отто, с ним мы ездили на продовольственные базы города Свердловска... Водитель он был прекрасный. Приглашал меня в гости. Из какого он был города, я забыл… И записи о нем я, видимо, потерял. Ведь прошло столько лет после нашего общения. Очень жаль!

Вот и получается, что над советскими военнопленными фашисты издевались, а мы к военнопленным относились гуманно и человечно…Я много лет ждал этого события, этой справедливости. И, наконец, дождался. Спасибо.

Господин Посол! Сотрудники посольства!

Наше, мое лично доброе отношение к современной Германии и ее народу могу подтвердить еще и таким фактом: я не стал препятствовать желанию моего внука Алексея жениться на немке Любе и уехать в Германию. Сейчас он живет в городе Бонне. Работает водителем. В Германии у моего внука Алексея Скачкова и его жены Любы родились мои правнуки Кристина и Даниэль. Так что мои связи с Германией и ее народом вышли на более высокий уровень: я «кормил» немецких военнопленных, а мой внук Алексей работает в Германии…

Это еще одно доказательство примирения…».

Письмо заканчивается добрым пожеланием господину послу: «Пусть Ваша деятельность служит только укреплению дружбы и сотрудничества между народами Германии и Российской Федерации». Высказана и просьба – одна, но какая: если будет возможность, передать от ветерана войны из России Б.В. Булатова самые добрые пожелания канцлеру Германии госпоже Ангеле Меркель. «Ее политику – внешнюю и внутреннюю – и те экономические и политические связи, которые она осуществляет в отношении Российской Федерации, я и мои товарищи оцениваем только положительно».

Еще раз подтвердилась немецкая пунктуальность. Вскоре после того, как письмо было отправлено, его автору пришло официальное приглашение от германского посла посетить посольство. Борис Вячеславович, конечно, принял приглашение, а вернувшись из Москвы, позвонил к нам в редакцию.

В посольстве его принимали как самого высокого гостя, с искренним радушием. Ветеран уверен: судя по всему, этот визит был не последним. Старый солдат из Рязани, выражаясь дипломатическим языком, отныне для сотрудников германского посольства в Москве – поистине персона грата.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 84 (3635) от 08 мая 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Две войны танкиста Серебрякова
Рязанская земля дала более 300 Героев Советского Союза. Один из них, уроженец Ряжска, Андрей Михайлович Серебряков был удостоен звания Героя Советского Союза за участие в финской войне ...
Людмила Иванова
Подвиг длиною в жизнь
«Наша Анечка» – именно так ласково военного фельдшера, младшего лейтенанта медицинского фронта Анну Павловну Лоханову называли на фронте бойцы. За ее доброту, отзывчивость и милосердие… ...
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: