02:15 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1871

Ложка, кружка и фляжка

В редакцию нашей газеты пришло письмо из Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира», в котором его председатель Римма Федоровна Попова (кстати, родом из Спасска) рассказывает о своем отце, ветеране Великой Отечественной войны Федоре Ивановиче Кочеткове, который дошел до самого Берлина. Память о фронтовике бережно хранится в сердцах его детей, внуков и даже правнуков: Римма Федоровна передала в редакцию и альбом – своеобразную летопись семьи, составленную ее внуком. В самом начале альбома трогательные слова: «Я, Данченко Витя, ученик 1 «А» класса 55 средней школы, и моя семья по воспоминаниям о наших любимых и близких нам участниках войны собрали уцелевшие документы о их жизни и фотографии».

…До войны Федор Иванович Кочетков был рабочим на скотобойне. Окончил он всего три класса, но удивительно добрым и отзывчивым человеком. Всегда глубоко верил в Бога, несмотря на всяческие запреты официальной власти, и Бог дал ему крепкое здоровье, жизнелюбие и верных друзей…

В день, когда черные воронки громкоговорителей объявили всей стране о начале войны, ему было без малого 38 лет. Много что пронеслось в мыслях советских людей в те страшные минуты – от паники до неугасимой ярости: кто посмел поднять руку на нашу Родину! С первых же дней двинулись на запад эшелоны с бойцами, но Федору Ивановичу пришлось ждать отправки на фронт почти два года – до апреля 1943, когда Спасским военкоматом он был направлен в артиллерийскую часть I Белорусского фронта под командованием Жукова (33-я дивизия, 44-й артполк). Боевой путь Ф.И. Кочетков начал с реки Ловать, что в Калининской области. Были сильные бои. Первой победой красноармейца стал сбитый самолет-разведчик. После этого часть, в которой он служил, с боями прошла Калининградскую, Ленинградскую области. Потом – Латвия и Эстония, где воевать приходилось не только с захватчиками, но и с частью местного населения, вставшего на сторону фашистов.

Вошли в Польшу. В одну из ночей форсировали Вислу. Орудия накалялись до того, что стволы краснели. Горы гильз, сотни раненых и убитых. Но героизм советского бойца сломил сопротивление врага, и наши войска двинулись дальше на запад, к логову Гитлера. В пехоте, которая шла рядом, погибло много солдат, и из артбатареи туда направили несколько человек, в том числе и Федора Кочеткова. Там артиллеристы пробыли 16 дней и потом их вернули обратно. И вновь – артподготовка, наступления, тяжелейшие бои. Свое первое ранение фронтовик получил на территории Германии, выполняя боевое задание, когда его послали к оставшимся на прежней позиции бойцам части: внезапный рев самолета над головой и тут же огненный шквал. Задело голову, пуля попала и в ствольную накладку винтовки. Упал. Пополз в кювет. Потерял сознание. Пришел в себя. Вытащил перевязочный пакет, сам перевязал голову, с трудом добрался до места по приказу. Там оказался санинструктор. 3 дня лежал пластом Федор Иванович, приходя в себя. Хотели его отправить в госпиталь, в тыл, но не согласился солдат, понимая, что именно сейчас так нужен он фронту. За это задание он и получил медаль «За отвагу».

20 апреля 1945 г. войска подошли с востока к Берлину. Конец войны был близок – это чувствовалось по всему. Повсюду выли, грохотали, рвались снаряды, вздымались в воздух дома; танки утюжили берлинские мостовые, пылало зарево пожаров. Но совсем скоро все закончится – были уверены все.

На реке Эльбе артиллеристы повстречали американских солдат, с которыми обменялись крепкими рукопожатиями. С нашей стороны союзников приветствовали гвардии лейтенант Голобородько и генерал Русаков. А чуть позже и союзники, и советские бойцы смешались в единой толпе. И со всех сторон слышалось: «рашен», «совьет» и по-русски: «Россия – Америка», «товарищ».

И русские, и американцы с любопытством разглядывали друг друга, угощали махоркой и сигаретами, обменивались нехитрыми солдатскими сувенирами.

И вот артиллерийская часть дошла до Берлина. «Негде было встать, – вспоминал фронтовик. – Столько было наших войск. Все шли к Берлину». Форсировали Одер, через несколько дней с сильными боями ворвались в Берлин. Стояли от рейхстага в 2 километрах, и вот ночью сообщили, что кончилась война. Не верили солдаты и офицеры, измученные боями и ужасами военного горнила. Были счастливы безумно, как никогда на свете. Но не успокаивались, оставались настороже. В своем письме жене и детям Ф.И. Кочетков писал: «Огоньку хватили. Было страшно. Все одним дышали, боролись за одно. Помогали друг другу...».

9 мая 1945 г. в Берлине над столицей «тысячелетнего рейха» взвилось Красное Знамя Победы. Советские воины оставляли автографы победителей на колоннах и стенах рейхстага. 9 Мая! Великий день!.

Домой из Германии Федору Ивановичу пришлось добираться целых 8 суток. Но вот наконец и Москва! В Москве – первым делом в баню, отмыть от фронтовой копоти и усталости измученные тела, отпарить таким родным русским веником загрубевшие от смертей и крови души. И вот Рязань, станция Ясаково и – родной, до слез любимый Спасск. На пристани фронтовика встречала вся семья – жена с сыном и дочерью.

За доблесть и отвагу, проявленные в боях с фашизмом, красноармеец Кочетков был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За Победу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», юбилейными медалями, а также многочисленными благодарностями командования.

Всю свою жизнь хранилась в доме ветерана гармошка с фронта. Иногда Федор Иванович доставал ее и пел фронтовые песни. И еще привез он с войны ложку, кружку и фляжку. И когда садились есть, он ел только своей ложкой и пил только из своей кружки. Когда домочадцы и гости спрашивали, почему, он бесхитростно отвечал: «Они со мной всегда – с самой войны».

И что бы ни происходило после в жизни ветерана, всегда он помнил страшную войну. Великую Победу, своих фронтовых товарищей и поэтому так любил – пуще жизни – свою Родину и знал цену такому хрупкому и такому дорогому миру.

Сергей Егоров.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 84 (3635) от 08 мая 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Подвиг длиною в жизнь
«Наша Анечка» – именно так ласково военного фельдшера, младшего лейтенанта медицинского фронта Анну Павловну Лоханову называли на фронте бойцы. За ее доброту, отзывчивость и милосердие… ...
Елена Серебрякова
Мадонны на железных конях
Историкам Великой Отечественной войны принадлежит меткое выражение: «Второй фронт против фашистс-кой Германии открыли в тылу женщины и подростки». Действительно, пока мужское население ...
Читайте в этом номере: