«Прикольные штучки» или ностальгия по временам общественного подъема? Каждый посетитель выставки «Мир! Май! Фестиваль» по-своему истолковывал смысл перфоманса, состоявшегося в Рязанском музее истории молодежного движения. На несколько часов зрители попали в атмосферу VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.
– Несколько лет назад мы на кафедре культурологи РГУ затеяли интересный проект по изучению истории советского быта и организовали передвижную экспозицию артефактов. Теперь мы раздвинули границы и вышли на тему фестивалей и молодежного движения, – рассказал профессор кафедры культурологии РГУ им. С.А. Есенина Александр Соловьев.
Видео Дмитрия Соколова
Он дает старт обратному отсчету времени, на экране мелькают кадры кинохроники, и публика переносится в Москву почти 60-летней давности.
Трудно даже вообразить, чем стал для советского общества шестой фестиваль молодежи и студентов. Такого количества иностранных гостей, культурных событий и совершающихся прямо на глазах перемен обычные граждане не видели никогда. 131 страна прислала свои делегации. 34 тысячи иностранцев участвовали в программе фестиваля, свободно ходили по улицам и общались с москвичами и гостями города. В столице открылись новые гостиницы, парки, стадион «Лужники», появились венгерские автобусы «Икарус», автомобили «Волга» и «Рафик», песня «Подмосковные вечера» надолго сделалась визитной карточкой СССР, в стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл… Но главное, что люди окунулись в разнообразие культур, начали освобождаться от ложных оценок и свободнее мыслить. Родилось такое судьбоносное явление, как «шестидестничество».
Пионерские галстуки, виниловые пластинки, бигуди, тройной одеколон, фотоаппарат «Смена», бутылки из-под молока в сетке-авоське… Для среднего и старшего поколения предметы экспозиции могут послужить отправной точкой воспоминаний, навеять определенное настроение. Для нынешних 20-летних это просто старые вещи не очень привлекательного дизайна. Какие чувства они могут вызвать у современной молодежи? Понятно ли ей будет то воодушевление, которое охватило людей на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов? Дорожат ли они свободой, которую не завоевывали ни словом, ни поступками?
– Какие бы оценки сегодня ни давали молодым, у них, несомненно, есть точки соприкосновения с их предшественниками из 50–60-х годов, – убежден Александр Соловьев. – Общей остается молодость, которая всегда стремится к новому и действует с энергией, настойчивостью и энтузиазмом.
Не случайно выставка-перфоманс собрала в тот день множество студентов и школьников, в том числе представителей других национальностей. И до самого позднего вечера здесь танцевали рок-н-ролл и пели песни Всемирного московского фестиваля.