Многие из нас помнят популярный лет пять назад «олбанский язык падонкафф», говоря на котором, интернет-пользователи бунтовали против всего на свете. Но сейчас ситуация в языковом пространстве глобальной сети начала меняться прямо противоположно.
Недавно я узнала, что в Интернете появилось сообщество почитателей «великого и могучего» с «врожденной грамотностью», которое на языке лингвистов получило название «граммар-наци». Причем ведут они себя, защищая родной язык, подчас достаточно агрессивно.
Сегодня знатоки «олбанского» могут попасть под критику «лингвоэкстремистов». Что это за направление? Новая субкультура или очередная нестандартная попытка борьбы за грамотность?
Директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета Максим Кронгауз считает, что граммар-наци объединяются по правилу: важнее поправить собеседника, указать на ошибку, чем выслушать, что он говорит. Тем самым они разрушают коммуникацию. Граммар-наци заботятся не о том, чтобы все говорили и писали без ошибок, а просто хотят подняться на более высокую ступень по некоей социальной лестнице, которая устанавливается с помощью языка. У самих борцов за грамотность в Интернете ошибок встречается немало, но придираются они к каким-то стандартным неправильностям, например, к наличию или отсутствию мягкого знака в глаголах на -тся, -ться. Суть спора в общем и целом их не интересует.
Одним словом, все это напоминает очередную, более мягкую форму «троллинга» – вида виртуального языкового хулиганства, выражающегося в проявлении различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. Хотя польза тоже очевидна: может, кто-то в действительности задумается о правописании.
Еще одна современная языковая культура, которая уже из Интернета вырвалась в реальную жизнь, – это всемирный приступ сентиментализма. Сеть заполонил «девчачий» разговор: «печалька», «ванилька», «мимими» и, конечно же, «няшка», обозначающая высшую степень умиления. Это девчоночье сюсюканье пришло к нам от фанатов японских мультиков. Его последователи не бунтуют, а, подражая кино- и мультгероям, создают свой идеальный гламурный мир, в который прячутся. В общем, довольно милое и пушистое проявление себя в нашем «суровом» мире. Причем сейчас многие люди уже используют разные «мимимишки» для иронии над ванильным языком и его носителями. Наверное, как это и бывает, общество уже пресытилось такой формой общения и вскоре ей на смену придет что-то новое. Лишь бы не «джигурдизмы»…
Конечно, в человеке масса других достоинств, кроме грамотности. Но все же существует прямая связь между умом и речью. Если ум здоровый – речь достойная. Сейчас хороший русский вновь вошел в «джентльменский набор». Стали популярны тренинги для сотрудников компаний, общественных деятелей и т.д.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – писал Иван Тургенев. Только чем же эта свобода грозит нашему великому и могучему?