21:50 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3031

Неподведенные итоги

Характер и талант у В.А. Степанова не отнимешь

Владимиру Анатольевичу Степанову исполняется 75 лет. Более четверти века он заведует кафедрой общей и теоретической физики и методики преподавания физики РГУ имени С.А. Есенина. Сегодня В.А. Степанов, один из разработчиков первых отечественных газовых лазеров, – заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшего профессионального образования, почетный профессор РГУ имени С.А. Есенина. Двадцать шесть лет в стенах университета пролетели незаметно. Но ведь и до них были жизнь, судьба, научная карьера, которые немногим выпадают. Только самым упрямым, самым азартным, самым талантливым.

Вначале было…

Владимир Анатольевич считает, что многое в его жизни произошло благодаря стечению обстоятельств. Но сами обстоятельства эти диктовались эпохой, в которую довелось жить. Начнем с того, что родился Володя Степанов в 1938 году в Узбекистане, в древнем Самарканде. Мать – врач, отец – учитель. Русская, истинно интеллигентная семья. Как оказались в Узбекистане? Как многие в те десятилетия, бежали от страшного голода 20-х годов. Да, это счастливое стечение обстоятельств, что его родители встретились и поженились, и прожили вместе долгую жизнь, и воспитали двоих прекрасных сыновей.

В Самарканде в 1927 году открылся пед-
институт, ставший через шесть лет университетом. Вокруг этого нового университета начала формироваться генерация интеллигентов, преданных науке, – учителей, преподавателей, ученых. Грешно говорить – помогла война. Но она способствовала тому, что в Самарканд, в эвакуацию, вынуждены были приехать многие замечательно образованные люди.

Володя Степанов поступил в школу в победном 1945 году. Им тогда давали в школе хорошее общее базовое образование, учили думать и не делать ошибок. В 1955 году право на поступление в университет без экзаменов ему давала победа в олимпиаде школьников.

Он поступил в Узбекский госуниверситет имени А. Навои. Занимался исследованиями на кафедре оптики. Завершив обучение на третьем курсе университета, Владимир Степанов получил возможность продолжить образование в Ленинградском университете. Тогда в столичных вузах готовили научные кадры для национальных республик, в лучшие вузы направляли лучших студентов. Владимир Степанов оказался среди тех, кто подавал большие надежды. Его однокурсники были направлены в Москву и Горький, а студент Степанов – в Ленинград.

В ЛГУ он занялся оптикой. Заведовал кафедрой оптики в ЛГУ Сергей Эдуардович Фриш, по учебнику которого «Курс общей физики» учились многие поколения студентов. И эта дружба с учителем – на всю жизнь.

Ленинградский госуниверситет Владимир Степанов окончил в 1960 году, получив диплом физика. Удалось не уехать в Самарканд. Дальше все было понятно: аспирантура при Физтехе в Москве, защита диссертации… Но тут в жизни Владимира Степанова случилась Рязань.

Наука

Родители Владимира Степанова перебрались в Рязань, в недавно открывшийся Рязанский радиотехнический институт. Здесь была целая когорта преподавателей, приехавших работать в РРТИ из Ташкента, во главе с Г.Н. Шуппе. Мир науки очень тесный. Все стоящие специалисты друг друга знают. И если появляется возможность собрать команду профессионалов, выбирают не просто знакомых, а лучших.

Родители Степанова очень хотели, чтобы сын жил с ними, в Рязани. П/Я №6 – так тогда назывался будущий НИИ газоразрядных приборов (НИИ ГРП). Владимир Степанов зашел в отдел кадров. Его сразу приняли на работу. Он подумал тогда: аспирантура подождет.

Не было по существу ни почтового ящика, ни института. Только голые стены. Сегодня Владимир Анатольевич не без некоторой гордости рассказывает: «Я привез первый спектрограф в наш физический отдел. И первые гвозди, которые нужно было забить в стену, чтобы повесить на нее что-то, это были гвозди из моих ящиков».

Но все это не отменяло чисто научных интересов. Летом 1961 года Министерство электронной промышленности предложило провести исследовательскую работу на тему «Исследование возможностей создания источников инфракрасного когерентного излучения». Слова «лазер» тогда еще не было. А слова «инфракрасный» и «когерентный» вчерашнему студенту кое-что говорили.

В столичной библиотеке начинающий научный сотрудник обнаружил, что все интересующие его публикации существуют только на английском языке. В лазерной тематике мы шли тогда параллельно с американцами, уже обогнав их в космосе. Журналы со статьями о первых рубиновых лазерах ему на руки не давали. Но он как-то уговорил библиотекарей. Принес статьи в фотолабораторию, там их пересняли на фотопленку – нужно было делать перевод. Его сделали. Доклад на НТС подготовили.

К реализации работ приступили четыре человека, в их числе Владимир Степанов. Через полтора года группу расширили за счет выпускников ряда профильных вузов страны.

Сложности были со всем – с материалами, расчетами, измерениями. Например, нужны были очень точные плоскопараллельные кварцевые зеркала, которые производили серийно на единственном предприятии в СССР – на заводе ЛОМО в Ленинграде. Когда Владимир Анатольевич приехал туда, ему согласились помочь при условии, если будет госзаказ. А на это требовалось время. И тогда Степанов вспомнил, что кое-кто из его самаркандских сокурсников обосновался в Казани, на оптико-механическом заводе. Командировка в Казань оказалась удачной, там заказ приняли. Но для изготовления зеркал нужен был кварц определенного качества. Новая поездка в Ленинград, на Ленинградский завод фарфора и цветного стекла имени М.В. Ломоносова и в НИИ кварцевого стекла. В результате длительных переговоров удалось загрузить чемодан кварцевыми блоками. Каково же было удивление главного инженера Казанского оптико-механического завода, когда к нему явился В.А. Степанов со своим тяжеленным чемоданом. Завод, не имея технической документации, взялся за исполнение рязанского заказа.

Успешно завершившиеся научно-исследовательские работы по проекту «Инесса» привели к результатам, позволяющим институту расширить спектр исследований и применяемых технологий. Важнейшим же результатом стало первое промышленное производство гелий-неоновых лазеров. В этом году мы вполне можем отмечать полувековой юбилей той рязанской «лазерной революции».

В Рязанском НИИ ГРП тогда работала уникальная по своему составу и потенциалу команда разработчиков лазерной техники, способная решить задачи любой сложности. Владимир Анатольевич Степанов стал неотъемлемой составляющей той команды профессионалов. Тогда в НИИ ГРП защищались первые кандидатские диссертации по лазерной тематике, проводились всесоюзные научно-практические конференции по газоразрядным приборам и лазерам. Продолжалось плодотворное сотрудничество с кафедрой оптики физфака ЛГУ, возглавляемой С.Э. Фришем. Ленинградский университет готовил для Рязани кадры. Рязанцы проводили совместные исследования с ФИАН, МИФИ, украинскими, белорусскими и узбекскими коллегами. У нас была тогда большая страна, и передовая наука была одна на всех.

Отдел, в котором довелось работать В.А Степанову, был своеобразной открытой системой, которая активно взаимодействовала с внешним миром и быстро осваивала всю полученную извне информацию. При этом не следует забывать, что НИИ ГРП продолжал оставаться секретным, закрытым для большинства обывателей организмом. О нем почти не писали в газетах, в его стены не просто было попасть. Но людей из НИИ ГРП в городе знали и уважали как профессионалов высшей пробы, создающих научно-техническую мощь страны и региона. Любая идея доходила здесь до практического воплощения в кратчайшие сроки потому, что команда работала на конкретный результат, зачастую опережая расторопность заказчика. Это в НИИ ГРП в те годы появилось крылатое выражение: «Дадим заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно».

В 1975 году Степанов защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Но о работе его в новом качестве пришлось договариваться ректору одного института с директором другого. Степанов нужен был и вузу, и НИИ. Профессор В.И. Поповкин, возглавлявший в то время РРТИ, и директор НИИ ГРП И.И. Косарев договорились. Степанов приступил к работе одновременно в двух качествах.

Так продолжалось четыре года, до тех пор, когда профессор Степанов занял должность проректора по учебно-методической и воспитательной работе в РРТИ. Главным местом работы для профессора Степанова стал вуз. Это вовсе не значит, что кто-то решал судьбу Владимира Анатольевича без его участия. Настолько пассивного Степанова даже представить себе невозможно. Степанов всегда слыл активным, напористым, несговорчивым, в общем, мало удобным в иерархической системе человеком. Но никто и никогда не мог отказать ему в организаторском таланте, в способности генерировать и воплощать в реальность научные идеи, вести за собой людей. Он был неудобен, но необходим. За него боролись.

Ученики

Ученики у Владимира Анатольевича были всегда. Это умение видеть рядом с собой талантливых ребят, привлекать их к решению «взрослых», технически сложных проблем, открывать возможности научного и карьерного роста перед молодыми Владимиру Анатольевичу свойственно.

Недавно Владимир Анатольевич провел некоторые подсчеты и выяснил, что им или с его активным участием подготовлено 63 кандидата наук и 16 докторов наук. Причем среди его учеников те, кто получал научные степени в области физико-математических, технических и педагогических наук. И сегодня можно, не стесняясь высоких слов, сказать, что научные результаты Владимира Анатольевича Степанова и его учеников сформировали в стране и далеко за ее пределами представление о Рязани как об одном из ведущих лазерных центров России.

Владимир Анатольевич трудно уходил из Рязанского радиотехнического института в 1983 году. В жизни профессора Степанова это был такой период, когда его безупречный послужной список обезобразили два партийных взыскания, которые не могли снять даже в Комитете партийного контроля в Москве, потому что их не хотели снимать здесь, в Рязани. Тогда его нигде в Рязани не могли принять на работу, как он теперь говорит, «даже дворником». Он мог бы уехать в любой другой город, где занимались его любимой лазерной тематикой. И предложения были. Но тогда Владимир Анатольевич задал себе простой вопрос: почему он должен уезжать из Рязани, где сложилась его научная база, где живут и работают его товарищи и ученики? Он не уехал тогда.

В 1987 году Владимира Анатольевича Степанова избрали заведующим кафедрой общей физики Рязанского государственного педагогического института. С 2004 года он возглавляет кафедру общей и теоретической физики и методики преподавания физики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. В его жизни начался новый этап.

Педагогическое призвание

Когда у Владимира Анатольевича Степанова появился первый аспирант в педагогическом университете, коллеги отнеслись к этому обстоятельству с некоторым сомнением: ну как может получить кандидатскую степень по педагогике ученик доктора физико-математических наук? Он, конечно, как всегда, рисковал, но твердо знал: доказать свою состоятельность в новой области можно, только предложив нечто новое. И предлагал. Сегодня среди его учеников – 9 кандидатов и 2 доктора педагогических наук.

Им разработано, освоено и защищено патентом индивидуальное рабочее место учащегося для организации физического эксперимента в старшей и профильной школе. Трудно отрицать актуальность этой работы на общем фоне снижения уровня преподавания школьной физики.

Владимир Анатольевич и его ученики занимаются талантосберегающими и здоровьесберегающими технологиями в современной школе как технологиями инновационными, нацеленными на решение актуальнейших проблем школьного образования. Ведь способности и здоровье наших детей – важнейшие ресурсы страны, куда значимее природных.

Наконец, среди актуальнейших для современного образования проблем – система управления его качеством на всех этапах, начиная с уровня среднего профессионального до послевузовского образования. Профессор Степанов вместе со своими учениками выстроил удивительную двойную спираль качества, подобную спирали ДНК, в которой нашли отражение важнейшие компоненты контроля качества образования – компетенции, ресурсы, образовательная среда, методы контроля. Если следовать логике Владимира Анатольевича, всем нам, да и грядущим поколениям, придется практически всю жизнь учиться, осваивать новые компетенции, использовать все имеющиеся ресурсы, постоянно находиться в образовательной среде. Если бы нам еще при этом повезло с учителем так, как ученикам Владимира Анатольевича Степанова…

Точность измерения

Он не спешит подводить итоги. Как это ни странно, но Владимир Анатольевич оценивает свою жизнь как цепочку неиспользованных возможностей.

И тут же он азартно принимается рассказывать о том, как они в пору работы в НИИ ГРП замеряли параметры плазмы, загнанной внутрь капилляра диаметром 2 мм. Косвенным методом измерения произвести не удалось. Они смогли тогда сделать измерения напрямую – луч лазера загнали в капилляр, сканировали. Измерения оказались настолько точными, что их можно было производить только в праздничные и нерабочие дни, когда никого нет в институте и улицы тоже «молчат». Работать тогда пришлось целый год, и никто в мире не смог этого повторить.

Его коллеги и ученики тех лет помогли ему еще в одном деле. Несколько лет назад В.А. Степанов инициировал создание на базе РГУ имени С. А Есенина научно-образовательного центра (консорциума) «Лазерные системы, нанотехнологии и методы диагностики». В работе центра участвуют 10 докторов и 16 кандидатов наук, докторанты, аспиранты, студенты, сотрудники университета и промышленных предприятий. Центр ставит перед собой задачи внедрения результатов теоретических и экспериментальных исследований в промышленность. Есть результаты, разработки, поставленные на производство, есть люди, способные работать по-новому в новых условиях. Консорциум, В.А. Степанов и эти люди нужны друг другу. Они все учатся работать в новых условиях, соотносить свои намерения с государственной политикой в области инноваций, образования и науки.

Неиспользованные возможности Степанова. Стоит ли говорить о них сейчас, в дни юбилея? Он считает, что стоит. А нам, наверное, стоит задуматься над тем, как громаден потенциал личности профессора Степанова, если, даже не используя его в полной мере, он смог добиться столь убедительных результатов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 93 (4395) от 28 мая 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Традиции классического искусства
планируют развивать в Рязани совместно с продюсерским центром имени Г.С. Улановой и артистами Большого театра
Вероника Шелякина
Прогрессивные технологии – высокие результаты
На базе ООО «Авангард» состоялся региональный семинар-совещание
По материалам официального сайта Правительства области
Читайте в этом номере: