01:38 МСК
Вторник
09 / 08 / 2022
3975

В поиске нестандартных решений

Студент РГРТУ стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по прикладной математике и физике

Фото с сайта Московского физико-технического института

Выйти в лидеры конкурсных испытаний по всем естественнонаучным дисциплинам всегда трудно, а по физике и математике – тем более, особенно, когда олимпиада проходит на базе Московского физико-технического института. Студенту Рязанского государственного радиотехнического университета Алексею Сафошкину это удалось. По сумме баллов двух туров (победителей определяли в каждом туре) Алексей занял первое место.

По словам научного руководителя Алексея, кандидата физико-математических наук, доцента кафедры высшей математики Александра Дюбуа, не потребовалось даже обращаться в апелляционную комиссию и доказывать правильность выбранных решений. Сомнений в предвзятости быть не может: все работы на олимпиадах шифруются. К тому же высочайшим статусом «физтеха» и авторитетом проверяющих стараются дорожить.

Победа Алексея – не случайность. Такой результат складывается из многих составляющих, предопределяющих эту победу. В числе основных, помимо таланта, – интерес к науке и трудоспособность (заниматься приходится много, и нужно уметь разобраться в большом объеме справочной и дополнительной литературы).

Ответ порой приходит раньше, чем способ решения

Хороших математиков много не бывает, к такому выводу приходят многие еще в школе. Нередко с заданием, помеченным звездочкой в учебнике математики, рассчитанном на среднего ученика, из 25 человек справляются 2-3 человека. И вот что обидно: переход на класс выше количество математически «продвинутых» ребят не прибавляет. Способные решать задачи со звездочкой к выпускному классу средней школы считаются чуть ли не гениями. Понятно, что таковых много не бывает.

Тех, кого выдвигают на математическую олимпиаду даже на уровне города или области, можно пересчитать по пальцам. Результат ЕГЭ по математике от 60 баллов считается очень хорошим, а от 70 баллов – поводом говорить о наличии у выпускника математических способностей и обратить на него внимание в вузе, куда выпускник средней школы подал документы. К слову, в некоторых вузах страны первокурсников с такими результатами ЕГЭ обучают по индивидуальной программе, дабы не растерять имеющиеся способности, а развивать их.

Понятно, что, когда в вуз поступает абитуриент с результатами ЕГЭ по математике 100 баллов, как у Алексея, он берется «на заметку». В РГРТУ такие абитуриенты приходят не часто, и им здесь всегда рады.

По мнению заведующего кафедрой высшей математики РГРТУ Кирилла Бухенского, это особо одаренные люди, обладающие математическим мышлением на уровне интуиции. Они могут назвать ответ, хотя не определились еще со способом решения.

Чем сложнее задача, тем интереснее

В этом убежден Алексей. В том случае, если условия задачи вызывают какие-то затруднения, он откладывает ее, а через какой-то промежуток времени снова занимается поиском решения. «Это очень интересно, и, может быть, сравнимо с поиском выхода из замысловатого лабиринта», – говорит Алексей и объясняет, что старается обдумывать даже обычную задачу, как ее можно решить, если бы были другие условия.

Его математические способности стали проявляться еще в начальной школе. Говорит, что повезло с учителями (Алексей учился в гимназии №2 г. Рязани). Его первая учительница Светлана Ивановна Фролова способствовала развитию таланта, приносила новые задачи, делая это осторожно, дабы не навредить. Она же направила Алексея на первую олимпиаду в 3-м классе. Эстафету переняла классный руководитель, учитель математики Валентина Ивановна Никитина.

Участие школьных учителей в развитии математического таланта ученика – повод порадоваться: такие педагоги в наших школах еще есть. К сожалению, степень значимости работы с такими детьми понимают далеко не во всех школах. Может, потому что эта работа требует очень хорошей базы знаний от самих педагогов и великого энтузиазма: времени работа с одаренными детьми занимает много, а прибавка к жалованию если и есть, то незначительная. Но повод для оптимизма все же есть: Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года  разрабатывается концепция развития математического образования в стране. Надежда на поддержку всех математических талантов хотя бы обозначилась.

Порадуемся за Алексея. Он не растерял своего интереса к точным наукам в школе и вышел на более высокий уровень – в вузе.

– После первого курса, когда по результатам учебы стало понятно, что студент радиотехнического факультета Алексей Сафошкин – человек в нашем вузе неслучайный, мы предложили ему дополнительно заниматься математикой под руководством доцента Дюбуа, который влюблен и в физику, и в математику. Он готовит студентов к участию в математических олимпиадах и занимается прикладной наукой в области физики двумерных структур, – рассказал Кирилл Бухенский, отметив, что Дюбуа уже приобщил Алексея к научной работе. Студент заинтересовался темой, «постепенно наращивает обороты», вникая в аспекты теоретической физики и наноэлектроники, параллельно готовится к математическим олимпиадам вместе с другими студентами из команды. Здесь, как оказалось, есть свои особенности, потому что математическая олимпиада не имеет ничего общего со спортом и войти в число участников не менее важно, чем стать победителем. По словам Александра Дюбуа, проигравших в олимпиадах нет.

– Есть те, которые победили сегодня, и те, кто победит в следующий раз. Нашим талантам повезло: руководство всегда поддерживает и подготовку ребят, и их участие в олимпиадах, хотя это требует вложения немалых средств: на оплату проживания, проезда, оплату взноса за каждого участника. В радиотехническом университете математика больше не фундаментальная, а прикладная. Но она востребована, потому что в большей или в меньшей степени присутствует в научных исследованиях или разработках любой кафедры – вуз-то технический, – подчеркнул Александр Борисович.

Откровенно говоря

Что касается победителя математических олимпиад, то Алексей совершенно не похож на человека «загруженного до отстраненности». Симпатичный, открытый парень, с красивым голосом. Умеет просто говорить о сложном и тактично объяснить непонятные термины или понятия.

Р.В. – Алексей, каким задачам ты отдаешь предпочтение?

А.С. – Интересно решать разные задачи. Они могут касаться топологии, интегралов, производных рядов. На олимпиаде в «физтехе» они были в основном на вычисления. Как правило, дается какое-то количество задач и определенное время, в которое ты должен уложиться. Иногда решить все просто нереально, но надо к этому стремиться. Бывает так, что жюри, проверив работу по 10-балльной системе, выставляет, скажем, семь баллов. Если результат не устроил, необходимо отстоять баллы, аргументируя свою точку зрения. Орудия труда на олимпиадах простые: бумага, ручка. Иногда разрешают пользоваться математическим справочником, логарифмической линейкой, калькулятором…

Р.В. – Выпускник средней школы с такими хорошими результатами, как у тебя, мог бы направить свои стопы в тот же «физтех» или МГУ, а почему вы выбрали РГРТУ?

А.С. – Учеба в другом городе даже не рассматривалась. Я нужен дома. Что касается выбора вуза, то направление, на котором я учусь – «Средства электронной борьбы», – чуть ли не единственное в стране и перспективное. Много и других плюсов, в том числе есть желание остаться в вузе, продолжать занятия наукой.

Р.В. – Тебе нравится преподавательская деятельность?

А.С. – Мне нравится передавать другим то, что знаю сам. Помимо математики, еще со школы принимаю участие в играх «Что? Где? Когда?», вошел в состав вузовской команды и тренирую команду школы, которую окончил.

Р.В. – Ты частый гость в школе, потому что мама там работает?

А.С. – Мама – учитель начальных классов. Она только два года назад стала работать в гимназии. До этого она преподавала в Рязанском районе. Я часто прихожу в школу, потому что она мне дала очень многое. У нас был свой театр, где я с удовольствием занимался. Это увлечение помогло, когда мы писали сценарий нашего выпускного вечера, я был режиссером и конферансье.

Р.В. – Голос в школьном театре поставили?

А.С. – В ансамбле народного творчества «Росинка» во Дворце творчества, где я занимался до восьмого класса. В программу занятий, помимо обрядовых песен и танцев, включались сценодвижение и сценическая речь. Если говорить об увлечениях, то люблю волейбол, танцую хастэл (упрощенный вариант латины) и интересуюсь спортивной аналитикой. Это очень увлекательное занятие: анализировать информацию, особенно по футболу и гонкам «Формулы-1». Прогнозы я пока не выстраиваю, но аналитические навыки могут этому способствовать.

Р.В. – Алексей, ты для себя уже определил программу-минимум и максимум? Если не секрет, то расскажи о тех перспективах, которые ты для себя наметил.

А.С. – Окончить вуз с красным дипломом, поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Если брать не только учебу, то хотел бы заняться подготовкой студентов к участию в олимпиадах, передавать свой опыт. Откровенно говоря, хочется развиваться самому и помогать в этом другим.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 96 (4398) от 31 мая 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
ЕРМИШЬ. В районном центре полным ходом идет строительство физкультурно-оздоровительного комплекса
Площадь застройки – 2435,4 кв.м. В трехэтажном здании спроектирован бассейн
Современная технология –
это, прежде всего, качество, считают на перерабатывающем предприятии, где внедряется международная система управления безопасностью пищевых продуктов
Олег Дробышев
Читайте в этом номере: