01:40 МСК
Четверг
18 / 08 / 2022
1422

Люди особой отваги

Рязанцы внесли свой вклад в славу Российского флота

Славу военной флотилии в разные годы добывали рязанцы. Великая Отечественная война стала грозным испытанием боеготовности североморцев к защите рубежей нашей Родины от фашистских захватчиков.

Благодаря стойкости воинов 14-й армии и военных моряков флота гитлеровские войска так и не смогли захватить Кольский полуостров и город Мурманск. Почти 40 тысяч краснофлотцев и командиров воевали с врагом на суше.

Северный флот успешно действовал на морских коммуникациях противника, обеспечивал внутренние и внешние сообщения. Корабли флота провели более 2500 судов и почти 1500 конвоев. За годы войны перевезено более 1 млн. человек, 1,6 млн. тонн грузов.

Фашистский флот в ходе боевых действий потерял 214 кораблей и вспомогательных судов, 400 транспортов общим тоннажем свыше одного млн. тонн. К примеру, отправлен на дно транспорт с 10 тысячами полушубков, что на долгое время парализовало наступательный порыв целой гитлеровской дивизии на севере Европы. Потеряны транспорты с боевой техникой и боеприпасами. Свою лепту внесли и североморцы-рязанцы. В.П. Балашов и П.А. Галкин воевали в составах минно-торпедных полков Северного флота. На их счету 10 потопленных кораблей и транспортов, две подводные лодки и 11 подбитых самолетов. В музее Северного флота установлены их бюсты.

Заслуги летчиков по достоинству оценены и союзником – Великобританией. От главнокомандующего Военными Силами Великобритании капитану Вячеславу Павловичу Балашову были направлены поздравления и предложения стать почетным членом военной коллегии высокочтимого ордена Британской империи…

Немецкий историк в книге «Боевые действия подводных лодок на Балтике в 1939-1945 годах» писал: «Советские подводники – люди особой отваги. Сила русского духа подводника состоит в его готовности к самопожертвованию. У советских подводников нет недостатков ни в боевой готовности и стойкости...».

На подводной лодке С-14 Северного флота, потопившей три транспорта, служил рязанец, автор книги «В отсеках стоит тишина» Л.А. Власов. В ней он отмечал: «Мы наглухо замурованы в своем отсеке, стальные переборки отделяют нас от других моряков экипажа. Мы не видим лиц товарищей, не слышим их голосов, не знаем, что творится в других помещениях корабля. Только переговорная трубка и машинный телеграф связывают нас с центральным постом, с командиром. Я припал ухом к раструбу, чтобы не пропустить ни одной команды. Нас пятеро. Это весь личный состав отсека. Четыре матроса и я, командир – старшина электриков. Если что случится – хлынет ли вода в отсек, вспыхнет ли пожар – мы должны справиться своими силами. Справиться или погибнуть. Покинуть отсек мы не можем. Через открытую дверь переборки вода или огонь быстро распространятся по всей лодке. Мы скорее умрем, чем пойдем на это. Закон морского братства нарушать никому не позволено». Сильнее и лучше, чем Лев Александрович, не скажешь.

На севере советские подводники потопили 230 кораблей, вспомогательных судов и транспортов противника. Победы давались нелегкой ценой. В пучине Баренцева моря нашли свою смерть 28 подводников-рязанцев. Слава Богу, Л.А. Власов, В.Т. Варламов, В.Ф. Феофанов и другие живыми вернулись домой. Владимир Федорович Феофанов участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве.

Ни одна боевая операция, как небольшая, так и крупная, например Петсамо-Киркенесская, не обходилась без участия морских пехотинцев, моряков-надводников с миноносцев, сторожевых кораблей, торпедных катеров, больших и малых охотников типа МО-4.

Если армия во время Великой Отечественной войны имела на вооружении непревзойденный танк Т-34, авиация – легендарный штурмовик ИЛ-2, пишет советский историк кораблестроения В.Бирюк, то моряки получили легендарные малые катера, или, как их еще называли, «морские охотники».

Морские охотники стали лидерами «малой» морской войны: малой, но протекавшей с большой кровью и ожесточением. Катер МО-4 имел длину 26,9 метра, ширину – 4,02 метра и осадку в 1,45 метра. Три двигателя обеспечивали скорость в 26 узлов. Вооружение: два 45 мм орудия, два пулемета, около 28 мин, в т.ч. глубинных. Корпус катера, кроме рубки, деревянный, экипаж – 22 человека.

Одним из таких кораблей «МО-423» командовал наш земляк Л.Л. Новоспасский. Август 1941 года. Губа Западная Лица. На рассвете катер подошел к берегу, чтобы принять на борт наших разведчиков, за которыми по пятам шли немцы. Огнем пушек и пулеметов катерники заставили фашистов залечь на землю. Разведчики смогли быстро подняться на борт катера.

Однако тут же налетели два вражеских истребителя. Их пулеметные очереди прошили корпус корабля. Вышли из строя два двигателя. В машинном отделении возник пожар. Повреждена рация. Половина экипажа получила ранения разной степени тяжести. Все матросы, в том числе и легко раненные, повели борьбу за живучесть катера и жизнь своих товарищей. Фашистские стервятники вновь ринулись в атаку и тут же напоролись на пулеметные очереди и орудийные выстрелы, как им казалось, с обреченного катера. Один из самолетов получил повреждение, и они оба убрались восвояси. Израненный катер смог возвратиться на свою базу.

Около 200 походов совершил экипаж катера «МО-423» за годы войны, и смерть всегда ходила с ними рядом. Катер высаживал и поддерживал огнем десанты, участвовал в конвоях транспортов наших союзников, охотился за подводными лодками противника. Дивизион катеров, в составе которого был и охотник «МО-423», носил звание Краснознаменного гвардейского Печенгского дивизиона.

5 ноября 1944 года старшему лейтенанту Новоспасскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В составе Северного флота защищали Заполярье А.И. Киреев, И.Я. Любченко, П.Г. Павлов, мой родной дядя Н.А. Мартишин, В.Г. Михайлов, Д.В. Морозов, Л.С. Миронов – заместитель командира эсминца «Разъяренный». Леонид Сергеевич за успешное выполнение боевых задач в войне с Японией удостоен звания Героя.

Победы над сильным противником не обходились без потерь и с нашей стороны. Северный флот за Великую Отечественную войну потерял 74 боевых корабля и подводные лодки.

В послевоенные годы боевую вахту здесь несли В.П. Соколов, С.П. Соленов, А.Н. Котляр, П.П. Лелик, Г.Я. Маховой, А.К. Массов, С.П. Самсонов и другие рязанцы.

Подводнику Станиславу Павловичу Самсонову за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза.

В настоящее время Краснознаменный Северный флот – самый мощный из флотов России. Его основу составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные авианесущие и противолодочные корабли.

В.Е. Мартишин,
заместитель председателя РРОО «Комитет
ветеранов ВМФ»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 96 (4398) от 31 мая 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Патриоты из старших классов
В Александро-Невском районе прошел областной День допризывника
Служить почетно
C первого августа прошлого года в регионе приступил к работе пункт отбора на военную службу по контракту
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: