Начало
Имение в Старожилове принадлежало одному из богатейших людей России – крупному концессионеру железных дорог Павлу Григорьевичу фон Дервизу. В прессе его называли русским Монте-Кристо. После его смерти в 1881 году огромное состояние унаследовали жена Вера Николаевна и старший сын Сергей, а впоследствии имение в Старожилове перешло к младшему сыну – Павлу Павловичу фон Дервизу.
Им в 1893 году на территории Старожиловского имения был основан конный завод. Главной задачей местных коннозаводчиков в 90-х годах XIX века была замена местной рязанской двухвершковой лошади более крупной и сильной. С этой целью в Старожилово были завезены орловские рысаки. Еще в 1889 году в Бельгии приобрели трех брабансонов и купили 8 арденовских маток. Помеси брабансонов и стали основой старожиловской лошади.
Павлу Павловичу хотелось поработать на ниве верхового коннозаводства, и в 1893 году им были приобретены чистокровно-верховой и чистокровно-арабский жеребцы, две чистокровно-верховые кобылы. В следующем, 1894-м, году купили 16 рысистых и 17 верховых орлово-растопчинских маток. Осенью 1895 года был приобретен самый крупный завод орлово-растопчинских лошадей и две чистокровно-верховые кобылы. В 1897 году у графа А.Н. Нимрода было куплено 8 чистокровных английских маток с приплодом.
К этому времени конный завод в Старожилове уже имел 170 маток и 24 жеребца и вел селекционную работу по трем главным направлениям: верховой, рысистой и тяжеловозной породам. В 1903 году, через десять лет после основания, в заводе насчитывалось 2722 лошади.
Завершилось и строительство замечательного комплекса зданий завода, которое продолжалось в течение 6 лет, с 1891-го по 1897 годы, по проекту популярного в те годы архитектора Федора Осиповича Шехтеля.
Рысаки, тракены, русские верховые…
В 1917 году завод был национализирован. В конце 1920 года в Старожилово переведены сформированные в декабре 1919 года первые Рязанские кавалерийские курсы. Одним из курсантов стал совсем молодой Георгий Константинович Жуков – будущий выдающийся полководец Великой Отечественной войны. С 1923 года началось комплектование завода русскими рысаками.
Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью одного из лучших тогда конных заводов. В октябре 1941 года поголовье было вывезено на восток и погибло. В конце 1941 года в Старожилово поступило эвакуированное поголовье Смоленского конного завода, племенное ядро которого было сохранено.
В послевоенные годы конный завод занимался разведением лошадей советской тяжеловозной и русской рысистой пород. Но коневодство в то время теряет статус основной отрасли сельского хозяйства. Завод из коневодческого хозяйства превращается в многоотраслевое. В те годы завозится в Старожилово крупный рогатый скот черно-пестрой породы. Разводили здесь свиней, птиц и даже лис-чернобурок.
Именно в эти годы в стране растет спрос на спортивных лошадей. В 1961 году конный завод меняет свое направление на верховое. Производящий состав комплектуется жеребцами и кобылами тракененской породы из конного завода имени Кирова и лошадьми тракененского направления, купленными в Польше. Лошади рысистых и тяжеловозных пород передаются в другие хозяйства.
Племенную работу с тракененской породой можно назвать удачной. Поголовье лошадей выросло с 39 в 1961 году до 300 в 1977-м. В 1977 году лучшая часть племенного поголовья была передана в Калининградский конный завод, откуда впоследствии рассредоточена по конным заводам Прибалтики. В том же 1977 году из Починковского конного завода было передано 35 маток великопольского тракенинского происхождения.
Во Всероссийском объединении конных заводов вынашивались различные планы дальнейшего развития конного завода. Вносились предложения о разведении лошадей породы Фуриозо Норт Стар, ведущей свое начало из Австро-Венгрии. В 1978 году все-таки было решено на базе конного завода воссоздать русскую верховую породу. Более 20 лет велась работа по воссозданию породы. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания молодняка и самое главное – его тренинг и испытания. В 1998 году комиссия в составе представителей Минсельхоза РФ, кафедры коневодства ТСХА и ВНИИ коневодства ходатайствовала о внесении в реестр конских пород новой русской верховой породы, созданной в старожиловском хозяйстве.
За это время выращено много знаменитых лошадей. Среди них Барин и Диксон – участники Олимпиад в Сеуле и Барселоне. Диксон – неоднократный победитель и призер Международных турниров, победитель этапов Кубка мира.
Хороших результатов добились спортсмены Нижегородской и Ярославской конно-спортивных школ на жеребцах Кипр, Кисет, Гепард, Кубарь, Импровизатор Старожиловского конезавода. Мастер высшей школы верховой езды Инесса Потураева на жеребце Амаретто является неоднократным чемпионом России и победителем этапов Кубка мира. Амаретто рожден и выращен на нашем конном заводе.
Коннозаводчики
Если историю разведения лошадей можно восстановить по племенным книгам, то биографии людей, разводивших их, не сохранились. Нет почти никаких документов об истории завода с момента организации до 1917 года и в последующие годы. Не сохранилось никаких архивов до 1940 года. Однако известно, что завод был на хорошем счету. В 1920 году на кобыле Герань был выигран большой Всесоюзный приз. Это говорит о высоком классе лошадей, разводимых здесь в довоенные десятилетия. По сохранившимся архивам удалось восстановить фамилии руководителей конного завода с 1940 года до настоящего времени. Девятнадцать человек в эти десятилетия руководили предприятием, сменяя друг друга.
Описать жизнь каждого из них не представляется возможным. Но многие достойны того, чтобы сегодня о них помнить. К.И. Базутин был военным человеком, полковником, работал чуть более года. Но то было время начала войны, эвакуации племенного поголовья, когда враг был уже совсем близко, и всю нелегкую ношу взяли на себя женщины. При конном заводе были созданы курсы трактористов. И основу слушателей этих курсов составляли женщины – Евдокия Сергеевна Сухарева, впоследствии награжденная орденом Ленина, Елена Дмитриевна Кузнецова, Анна Тимофеевна Родькина, Полина Лугина.
С 1941-го по 1945 годы конным заводом руководили эвакуированные из Смоленской области Сергей Александрович Степанов, а затем Иван Иванович Мартынов. Им удалось сохранить коллектив, а также племенное поголовье Смоленского конного завода, считавшегося одним из лучших в СССР.
В послевоенный период в судьбе завода были взлеты и падения, менялось все – от размеров хозяйства до направления развития. Неизменным оставалось одно – надо было пахать, сеять и убирать урожай. Коневодство как отрасль уходило на второй план. Особенно это проявилось в 60-х годах, когда заводом руководил Евгений Валерьянович Рикман. Он был истинным конником, но заниматься ему приходилось в основном молочным животноводством и растениеводством. Именно в этот период изменился практически весь штат главных специалистов, разворачивается жилищное строительство, активно развивается конный спорт.
Тренерское отделение возглавляет М.М. Кичапов – мастер спорта, призер и победитель чемпионатов СССР. Воспитанник Старожиловской средней школы С.Н. Исаев входит в юношескую сборную СССР и занимает призовое место в одном из крупных конно-спортивных турниров во Франции. В 1970 году Е.В. Рикман был направлен в Прилепский конный завод Тульской области.
Все последующие годы, практически вплоть до 1982 года, конезавод был убыточным предприятием. Приняв хозяйство, Вениамин Артемьевич Хлынов сумел сделать его прибыльным. Почти полностью поменялся машинно-тракторный парк, интенсивно велось жилищное строительство и строительство ферм.
В 1987 году хозяйство принял Андрей Дмитриевич Андреев. На его долю выпало, пожалуй, самое сложное время. Он сумел сохранить коллектив, сплотить специалистов. Сохранено было и поголовье крупного рогатого скота, а число лошадей даже возросло.
Основное богатство конного завода – это люди. Особенно хочется сказать о бригадире А.И. Манохине. С самого детства он на конюшне. После окончания школы в 1978 году поступил на работу коневодом. С 1984 года работает в должности бригадира маточной конюшни. Это стержневая должность на конных заводах, так как именно на Манохина возлагается непосредственное исполнение племенной работы. Он знает свое дело, знает лошадей не только «в лицо», но и родословную каждой из них до четвертого колена. Именно на таких людях держится любое дело.
На таких преданных делу людях, как начальник конной части Владимир Константинович Фролов. На этой должности он уже без малого четыре десятка лет. Иначе, как профессионалом, человеком, фанатически увлеченным своей нелегкой работой, его не назовешь. Внешне все вроде бы идет своим чередом. Но только на первый взгляд. Для конного завода чрезвычайно актуален кадровый вопрос. А сколько других, сугубо профессиональных, проблем не дают покоя В.К. Фролову. Но он энергичен, целеустремлен и жизнеутверждающе оптимистичен. Это ему довелось вписать новые страницы в современную историю Старожиловского конезавода, в развитие племенного коневодства. Благодаря Владимиру Константиновичу удалось подготовить и этот материал.
Николай Корнеев,
член Союза журналистов России