Их было три сестры; Надежда, Софья, Прасковья. Все они стали писательницами. И хотя публиковались под псевдонимами; В. Крестовский, Ив. Весеньев, С. Зимарова, но в истории литературы и в нашей памяти остались под своей «кровной» фамилией – Хвощинские.
Родились сёстры на рязанской земле, в семье служившего чиновником небогатого помещика, участника Отечественной войны 1812 года Дмитрия Хвощинского. Вся их жизнь была посвящена литературному труду. Произведения Хвощинских получили достаточную известность.
Средняя сестра Софья родилась 185 лет назад, 1 июня 1828 года, в посёлке Воронки (ныне Пронского района). Творческим дебютом она была обязана журналу «Отечественные записки». Здесь в 1857 году напечатали её повесть «Знакомые люди». Затем в этом же издании последовали публикации повестей «Сельцо Лысково» (1859), «Как люди любуются природой» (1860), «Городские и деревенские» (1861), романа «Домашняя идиллия недавнего времени» (1863), статьи «Выставка в Академии художеств» (1863). А в журнале «Библиотека для чтения» увидела свет повесть Софьи Дмитриевны «Зерновский» (1859). В «Русском вестнике» внимание читателей привлекла её публицистическая сатира «Плач провинциала» (1861). Завершился творческий путь Софьи Хвощинской очерками «Маленькие беды» (1865), написанными в год её кончины.
Творчество нашей землячки, по мнению известного литературоведа Игоря Гаврилова, было посвящено «жизни провинции в эпоху, непосредственно предшествовавшую реформе 1861 года, и первые пореформенные годы». Произведения С.Д. Хвощинской исполнены резкого «осуждения крепостничества и всего того, что порождено им в сфере духовных отношений людей». Писательница талантливо отобразила и «глубокую растерянность дворянства перед лицом новых общественных явлений, связанных с отменой крепостного права, появлением на общественной арене революционеров-демократов», и подметила «черты возникших в русской действительности тех лет новых «хозяев жизни» – капиталистических хищников и их прислужников».
Одарённость Софьи Дмитриевны проявилась и в живописи: известен созданный Хвощинской портрет великого художника Александра Иванова, автора классического полотна «Явление Христа народу».
Прожила она недолго, всего лишь 37 лет, скончавшись 17 августа 1865 года. Её старшая сестра Надежда, глубоко переживавшая постигшее семью горе, в эти трагические дни писала: «У меня с Соней всё умерло».
Похоронили Софью Хвощинскую на территории Рязанского кремля. Уже потом здесь нашли последний приют выдающийся поэт Яков Полонский и знаменитый художник-гравёр Иван Пожалостин. Место этих захоронений является святым для многих рязанцев, и было бы вполне закономерным, если бы оно стало более благоустроенным. Память наша жива только тогда, когда мы обращаемся к своим предшественникам не только в их творчестве, но и приводим в должный порядок места их захоронений. Вне сомнения, прославившие родную Рязань люди достойны того, чтобы их чтили и переизданием произведений, и возведением памятников или же надгробных бюстов.