Безусловно, пример с Турцией не вполне корректный. Политологи уверены, что действительные причины массовых протестных движений, охвативших эту страну, более глубинны, нежели борьба за сохранение столичных зеленых зон. Однако отправная точка конфликта – защита своего города как своего дома – все-таки не может оставить равнодушным.
Как-то подруга детства, вынужденная по семейным обстоятельствам уехать на постоянное место жительства в одну из маленьких стран на берегу Средиземного моря, восторженно рассказывала о том, какой по-домашнему уютный и благоустроенный городок, в котором ей выдалось теперь жить. «Наш мэр по улицам ходит в домашних тапочках!» – это был последний «убийственный» аргумент. Конечно, если степень любви к своему городу мерить тапочками, то у нас с этим все в порядке: откровенно домашняя форма одежды давно стала предметом всеобщего обозрения, что лично меня только огорчает. Но это – тема отдельного разговора. Вызывает уважение и белую зависть переданное в рассказе ощущение городского пространства, трепетное к нему отношение.
То, что за последние несколько лет Рязань заметно преобразилась в лучшую сторону, факт объективный и особенно заметный тогда, когда возвращаешься в областной центр после продолжительного отсутствия. Об этом говорят и гости города, и сами жители. Только до «домашней» обстановки нам пока далеко.
Хотя бы потому, что вряд ли кто-нибудь из нас стены своего дома завесил бы такими зачастую нелепыми «картинами», которые размещены на фасадах городских зданий. Я имею в виду «двигатель торговли и локомотив экономики» – рекламу. Можно до бесконечности иронизировать и даже ерничать над сообщениями, посылаемыми с многочисленных постеров, билбордов и вывесок. Не будем отнимать хлеб у сатириков. Да и предприятия, чьи товары и услуги пытаются они продать, можно понять. Стать заметным в сегодняшнем информационном океане непросто. И все-таки эта грань городской жизни требует упорядочивания. Наружной рекламы в Рязани не просто много, от нее рябит в глазах, и за ней уже не видно ни домов, ни цветников, ни памятных исторических знаков.
Здесь нелишним будет последовать примеру Москвы. В конце прошлого года столица предприняла попытку не утонуть в рекламном потоке и запустила проект по ограничению размещения и содержания информационных конструкций на улицах в торговых и развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах и цирках. Трудно не согласиться с ее мэром, сказавшим, что «не город является одним большим рекламным носителем, а наоборот, реклама должна служить украшением городской среды». Предвижу возмущение представителей бизнеса. Парирую заочно: свобода, как известно, начинается с ответственности за себя, свой дом, город. А в тапочках по Рязани мы, конечно, ходить не будем.