22:20 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1560

Творчески неблагонадежные

Слово «оптимизация» вошло в моду примерно в конце 90-х годов прошлого века. Хорошо помню, как я написал его в заглавии своей курсовой работы, желая придать ей побольше солидности. На кафедре периодической печати на меня внимательно посмотрели и посоветовали выражаться конкретнее. Хорошие преподаватели работали в МГУ. Словно предчувствовали; оптимизацией со временем будут называть и повышение эффективности, и увольнения, и закрытия…

К разряду оптимизации бюджетной сферы можно отнести и недавний законопроект об аттестации творческих работников, внесенный в Госдуму. Раз в пять лет аттестационная комиссия будет проверять работников творческих профессий, получающих зарплату от государства, на профпригодность. «Великие» останутся на подмостках, остальные служители муз получат окончательный расчет в связи с тем, что их лира перестала пробуждать добрые чувства.

Творческие люди сразу поняли, что закон станет еще одним средством сведения счетов с неугодными. В коллективах расцветут подхалимство и лесть, которые окончательно похоронят профессионализм и авторскую позицию. А там, где нет споров и других мнений, нет и подлинного искусства.

По каким критериям предлагается оценивать актеров, музыкантов, режиссеров и т.д., ничего не говорится. Конечно, какое-нибудь «положение» быстренько разработают, чиновники это умеют. Но объективность – понятие столь же неопределенное, как и оптимизация. Если актеру пять лет не давали играть хороших ролей, то это ли не повод заявить, что он потерял свою квалификацию и не растет в творческом плане? К тому же возможны всякие трения с режиссером на почве личных антипатий.

Даже в советское время, когда защита трудовых прав была намного серьезнее, чем сейчас, аттестационные комиссии работали как гильотина. Они рубили не ставки, а судьбы людей. В Рязани последствия таких аттестаций в 80-х годах не замедлили сказаться через пару десятилетий. От пережитого стресса люди раньше времени ушли из жизни, потому что по ним проехались катком, в то время как их недоброжелатели и завистники потирали за кулисами руки.

Зарплата творческих работников с высшим образованием в нашей стране – это пособие для бедных. Например, музыкант получает на двух ставках (!) где-то 15 тыс. рублей. На одной уже мало кто работает – не проживешь. Теперь их хотят проверить на прочность аттестациями, фактически переводя на срочные трудовые договоры.

Выходит, что социальная защищенность представителей творческих профессий по сравнению с другими категориями работников снижается? Никто же в случае увольнения не гарантирует им трудоустройство или профессиональную переподготовку.

Можно услышать здравые рассуждения: зачем устраивать аттестации, когда есть проверенный вариант оформления трудовых отношений. Например, контракт. Он хоть и временный, зато зарплата, как правило, прописывается в нем достойная. Прислушаются ли к этим предложениям?

Может, нашей стране не нужно столько людей творческих профессий? И с культурой населения все в порядке? Или это нефть во всем виновата: не хочет расти дальше, чтобы сбалансировать бюджет. И вообще, главный признак культурного поведения, объясняют нам, – это не заглядывать в чужие карманы. Даже если они набиты ворованными яблоками из твоего сада.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 103 (4405) от 11 июня 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
О крышах над головой
Рязаньстат представил данные о жилищных условиях жителей Рязанской области
Мы этой памяти верны
Семнадцать памятных досок с именами участников Великой Отечественной войны будут установлены в селе Коростове Рязанского района.
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: