Всё дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше остаётся героев, приближавших Победу, и тем дороже для нас воспоминания ветеранов, прошедших ту страшную войну…
Ветеран Великой Отечественной войны, Герой России генерал-полковник авиации в отставке, заслуженный военный лётчик СССР Александр Петрович Андреев 5 мая отметил замечательный юбилей – 90 лет! Беседовать с этим интересным, заслуженным человеком – одно удовольствие, хотя о себе он рассказывать не любит. Всё больше – об авиации, о своих товарищах, сослуживцах. Его природную скромность единодушно отмечают все, кто знает генерала Андреева. Ну а главный секрет его долголетия – оптимизм, жизнелюбие и открытость в общении с людьми.
Да, воспоминания, как и фронтовые раны, и спустя десятки лет не дают покоя ветерану. Ему многое пришлось пережить, а сколько боевых товарищей пришлось потерять на дорогах войны, теперь уж и не счесть.
Родился Александр Андреев 5 мая 1923 года в селе Березово Рязанской области в многодетной семье, где было пятеро детей. Саша был старшим, и его помощь по дому, по хозяйству была большим подспорьем родителям. Активный, любознательный, ещё школьником он зачитывался книгами о сильных духом людях, о героях. А в 1934 году весь мир узнал о подвиге челюскинцев, об отважных лётчиках А. Ляпидевском, Н. Каманине, М. Водопьянове.
Мечта подняться в небо с тех пор не покидала его. Окончив среднюю школу, в 1940 году он поступил в Рязанский педагогический институт и одновременно стал заниматься в городском аэроклубе. В его памяти навсегда остался счастливый день, когда он один, без инструктора, впервые на самолёте По-2 поднялся в воздух. А когда началась война, Саша, как и многие его товарищи, добился зачисления в ряды Красной Армии.
Но громить врага его отправили не сразу, а в 1943 году, по окончании авиационной школы. Он воевал в составе 163-го гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии. Сражался за освобождение Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши и Германии. Несколько истребительных авиаполков было выделено для воздушной разведки, и лётчик-истребитель А. Андреев стал разведчиком...
Не все понимают, что воздушная разведка требовала не только отточенной техники пилотирования, но и безграничной смелости. Разведывательный полёт часто выполнялся на предельно малой высоте, непосредственно над полем боя, и поэтому самолёт-разведчик был виден противнику, по нему вёлся интенсивный огонь с земли, его атаковали вражеские самолёты, чтобы сорвать разведку, но пилот, несмотря ни на что, не мог менять курс. Разведчикам не разрешалось ввязываться в бои с вражескими истребителями. Они должны были избегать воздушного боя, чтобы выполнить задание, доложить обстановку и привезти фотоплёнки. Вот в таких условиях боевой летчик Александр Андреев совершил свыше 300 боевых вылетов. Пытаться подбить самолёт противника он имел право только тогда, когда не было иного выхода. Из общего числа боевых вылетов на разведку А.П. Андреев провёл 50 воздушных боёв. Его самолет неоднократно прошивали осколки и пули, сам он был дважды ранен, получил ожоги и многочисленные осколочные повреждения ног и головы. Впрочем, всякий раз, даже не закончив лечения, Андреев возвращался на фронт.
Но как он радовался, когда благодаря полученным им и его товарищами разведданным в ходе наступательных операций удавалось точно определить оборонительные объекты врага, угадать намерения противника и нанести своевременные удары по живой силе и технике. Так, по данным воздушной разведки, в апреле 1944 года наше командование смогло раньше запланированного срока начать Керченскую наступательную операцию, что способствовало успешному её завершению и позволило избежать лишних потерь.
Кстати, свой последний боевой вылет лётчик Андреев совершил 12 мая 1945 года над Балтийским морем. Командир полка представил его к званию Героя Советского Союза. Но, видимо, кто-то из вышестоящего командования посчитал количество сбитых самолётов недостаточным, не обратив внимания на указание об успешных разведках лётчика, хотя пилотов из разведывательных авиационных полков представляли к званию Героя Советского Союза за 100-150 успешных воздушных разведок, а у А. Андреева их было 300...
И всё же в душе он всегда оставался истребителем и никогда не уклонялся от воздушных схваток с врагом: «В них только и можно почувствовать, чего ты стоишь как воздушный боец, особенно тогда, когда встретишься с опытным фашистским стервятником и одолеешь его...»
После войны А.П. Андреев окончил Военно-воздушную академию, затем Военную академию Генерального штаба. Командовал 704-м учебным авиационным полком знаменитого Качинского авиационного военного училища, 11-й гвардейской авиационной дивизией Южной группы войск, 73-й воздушной армией Среднеазиатского и 17-й воздушной армией Киевского военных округов. Со своими соратниками подготовил тысячи молодых лётчиков, авиационных специалистов, переучил на новую авиационную технику более десяти авиационных полков.
Когда в конце 1960-х годов резко обострилась военно-политическая обстановка на юго-восточной границе Советского Союза, правительством страны были приняты меры по укреплению военной группировки на этом важном участке. В их числе – создание Среднеазиатского военного округа. В трудных климатических условиях, в пустынно-гористой местности, при отсутствии аэродромов командарму Андрееву удалось впервые в послевоенное время сформировать воздушную армию и довести полки и дивизии, входящие в её состав, до полной боевой готовности.
По-прежнему, как и в годы войны, он продолжал летать на современных самолётах, выполнял пуски ракет, производил меткие стрельбы по воздушным и наземным целям. Последние 10 лет службы А.П. Андреев возглавлял кафедру оперативного искусства ВВС в Военной академии Генерального штаба, где занимался учебной и исследовательской деятельностью. Он читал лекции, проводил групповые занятия в учебных классах и командно-штабные учения в поле. Он неоднократно привлекался Генеральным штабом Вооружённых Сил на стратегические учения в качестве советника (консультанта).
В октябре 1989 года генерал-полковник А.П. Андреев вышел в отставку и включился в общественную работу.
В настоящее время А.П. Андреев – почётный председатель Ассоциации общественных объединений города-героя Москвы, включающей в себя более сорока общественных, ветеранских, молодёжных организаций, профессиональных и творческих союзов. Ассоциация взяла на себя шефство над десятком пансионатов и госпиталей для ветеранов, инвалидов войны и труда, оказывает помощь молодёжным организациям Москвы и некоторых городов России в проведении состязаний по военно-прикладным видам спорта среди воспитанников военно-патриотических клубов и учащихся школ, техникумов.
Заслуги А.П. Андреева перед Родиной отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, польским Рыцарским (Кавалерским) крестом ордена «Виртути Милитари» и другими наградами.
И, наконец, сослуживцы Александра Петровича, которые не понаслышке знали о его подвигах во время войны, добились справедливости. Спустя 40 лет после окончания Великой Отечественной войны, Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, генерал-полковнику авиации в отставке Андрееву Александру Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
Когда спрашивают у Александра Петровича, что помогало ему преодолевать многочисленные трудности, он с благодарностью говорит о своей супруге Нине Васильевне, тоже участнице Великой Отечественной войны. Они встретились с ней после войны, полюбили друг друга и живут душа в душу вот уже более 65 лет, вырастили двоих детей, сейчас радуются внукам и правнукам... Сын, Александр Александрович, – полковник в отставке, доктор педагогических наук, профессор, возглавляет кафедру экспериментально-прикладной педагогики, экономики, статистики и информатики МГУ. Дочь, Марина Александровна, – юрист, полковник в отставке.
Иногда генералу Андрееву говорят: «Вы, Александр Петрович, прошли войну, Герой России, десять лет командовали воздушной армией, десять лет руководили кафедрой в академии Генерального штаба. Не пора ли на отдых?»
И он, нисколько не кривя душой, отвечает: «Поверьте, ночей иногда не спишь, душа болит... За армию, за Россию, которые для меня дороже жизни, за память о великой войне, которая дорога мне. Да, мне уже немало лет, но если человек понимает, что всё ещё нужен делу, которому служил всю жизнь, силы найдутся. Пока душа болит, мы живём!»
Тамара Сапегина,
«Красная звезда»
20 мая 2013 г.