11:31 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1679

Зона повышенного внимания

Вы тоже вздрагиваете, когда с вами в магазине внезапно здороваются продавцы-консультанты? Я пока еще да. Вот я пришла в бутик, уже выбрала понравившуюся мне вещь, и вдруг сзади; «Здравствуйте!» – и натянутая улыбка. Первое время я судорожно вспоминала, может, это кто-то из знакомых?.. А потом этот европейский тренд переизбытка вежливости прочно вошел в моду во многих магазинах.

Стою я вчера в супермаркете, выбираю фасоль под музыку из «Титаника», доносящуюся из динамиков. «Вам чем-нибудь помочь?» – подлетает консультант. Да, я вот не знаю: белую или красную взять? Какая больше всего подходит для рагу по-французски?..

Когда я иду в продуктовый магазин, то точно знаю, что мне нужен хлеб, картошка, консервы и стиральный порошок. Я покупаю их с детства, и мне не надо помогать их выбрать. А вот в технике я, честно сказать, полный профан. И вот тут-то мне помощь специалиста не помешала бы. «Чем отличается этот фотоаппарат от этого?» – «Тем, что справа – это смартфон, а слева – это mp3-плейер!» Это про меня. Но если я «техническая блондинка», то не надо пытаться «втюхать» мне телефон по цене холодильника.

Или заходишь в магазин нижнего белья, просто посмотреть, прицениться. В магазине метр на метр к тебе подскакивают три продавца, которые уже подобрали на меня «размерчик».

Бывало и наоборот. Забежишь второпях в магазин за хлебом, а там продавец с кем-то по телефону беседует: «Галочка, ты сейчас умрешь!..» И даже как-то неловко прерывать столь информативную беседу. Постоишь, позвенишь монетами в кошельке, пошуршишь пакетом и уйдешь, не дождавшись внимания.

Зато охранники всегда в работе и бдят! Но чаще у них получается все-таки «перебдить», чем «недобдить». Я не раз слышала жалобы о том, что, мол, приходится покупать продукты «под конвоем». Понимаю, работа у них такая… Но я каждый раз начинаю задумываться: неужели я похожа на кого-то со стенда «Их разыскивает полиция»?

Вообще, если сравнить отношения продавцов-покупателей сейчас и лет 20 назад, то разница очевидна. Все мы помним строгих тетенек советской закалки с голубыми тенями на глазах, с которыми и в диалог вступать как-то боязно. Купил два килограмма сахара в одни руки, килограмм риса в свой пакетик, расплатился и – свободен, не задерживай очередь!

Сейчас к нам большими шагами идет западная культура с ее «высокими» манерами и подобострастным уважением к клиенту. Ибо правила маркетинга и успешных продаж диктуют подобное поведение. Сейчас настолько высокая конкуренция в сфере торговли, что быть невежливым, хамоватым – себе дороже. Дефицита давно нет. В любом магазине продавцы стараются любезно предложить свои услуги, стараются быть терпеливыми, доброжелательными.

Конечно, видеть улыбчивых продавцов, готовых бросить весь ассортимент к твоим ногам, приятнее, чем суровых женщин со сдвинутыми бровями. Но мысль о том, что вся эта кутерьма вокруг клиентов лишь часть психологической игры в борьбе за наши деньги и внимание, все же напрягает. Мне кажется, подобная забота о других людях должна идти от души, если вы уж выбрали такую сферу деятельности.

Я понимаю, что работа у продавца тяжелая, рабочий день бывает длиннее, чем в офисах-конторах, приходится коробки с продуктами таскать, одежду пачками развешивать, а зарплата невелика. Но все же есть среди них и те, кто любит свою профессию. И часто в обычном магазине, а не у кассы супермаркета, можно встретить очень радушных продавцов, которые подадут тебе пирожок так, будто ты у них ковер самотканый купил. К таким людям хочется возвращаться. Пусть даже и за буханкой хлеба.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 106 (4408) от 15 июня 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вечерние встречи у филармонии
собирают сотни любителей музыки
Елена Коренева
День семьи в библиотеке
При Сасовской центральной библиотеке действует «Клуб педагогических дискуссий»
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: