00:05 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2135

Долгая слава Василия Алексеева

Орден Славы III степени нашел кораблинца через 62 года

Когда Василию Гавриловичу сообщили о награде и когда он уже ехал в Рязань, чтобы из рук Губернатора получить свой орден Славы, он все вспоминал ставшие уже такими далекими фронтовые годы, за какие заслуги ему такая честь.

Воевал Василий Алексеев – как все. Орден Отечественной войны имеет, медаль «За победу над фашистской Германией»…. И вот теперь – орден Славы III степени!

После Указа Президиума Верховного Совета СССР, который подписан 6 ноября 1947 года, больше полувека уже прошло…

Видимо, тогда, в 1947-м, что-то помешало. А теперь, когда близится славная дата Победы, в архивах извлекли на свет божий документ, извещающий о награде, вот она, наконец-то, и нашла своего героя. И по этому поводу 9 декабря кораблинец Василий Алексеев ехал в областной совет ветеранов на торжественное вручение ордена Славы.

…За что же он, этот орден? Василий Гаврилович снова и снова прокручивал в памяти эпизоды военного лихолетья…

Алая заря

…Заря только еще разгорается за бугром. Еще не прилетел тот первый добрый утренний ветерок, чтобы унести прочь туман из лощины и освежить их лица. Но скоро встанет солнышко и, наконец-то, немца высветит. И удобно будет тогда брать языка в этой самой лощине – ведь кругом орешник да низкорослая ветла.

Сержант Василий Алексеев, приподняв голову, опять махнул рукой своим солдатикам: мол, ждите, не ворочайтесь особо, а тем более – не курите.

А перед глазами опять встала картина вчерашнего дня, когда его и еще одного сержанта, но уже старшего, вызвал к себе командир. Сказал однозначно:

– Мы наступаем, а языка наши разведчики все никак не возьмут. Знаю, что вы – пулеметчики. Но выхода у меня нет – давайте за передовую! И без языка не возвращайтесь!

Они тогда козырнули и ушли в ночь. Старший сержант, взяв свою группу, пошел напрямую, а Василий Алексеев – в обход, договорившись потом встретиться. А пока он с бойцами ждал неприятеля в лощине.

Только поднялось солнце, как из соседней деревушки фашист на мотоцикле к группе нашего Алексеева направился. И когда он с бугра вниз пошел, тут на него сержант Алексеев со своими ребятами и навалились. Повязали в одно мгновенье.

И опять на дне лощины притаились. Слышит – снова треск мотора. Второй мотоциклист следом едет. Но что-то почувствовал фашист, потому что, когда спустился под бугор, среагировал моментально: бросил мотоцикл и в кусты. Сколько его Алексеев потом ни искал, все бесполезно.

Противник, поняв, в чем дело, начал методически их обстреливать. Мины и снаряды рвались все ближе и ближе. Поэтому сержант Василий Алексеев принял верное в данный момент решение, отправив языка с двумя мотоциклами к старшему сержанту, чтобы тот доставил пленного и трофей в штаб армии.Тот доставил, сказав при этом, мол, это он фашиста пленил, за что и получил орден Красной Звезды

Но Алексеев не в обиде был. Как-то постепенно и забыл про то – не до того: надо было дальше бить лютого врага. Он даже и не думал не гадал, что справедливость восторжествует и что ему снова придется пережить то, что случилось с ним ровно 67 лет назад, в далеком 42-м.

Покой им только снится

Этот домик по улице Комсомольской в городе Кораблино крепко стоит на земле, словно врос. Но, тем не менее, ничуть не кажется ветхим, напротив: весь светился и выглядел молодцевато. Как, впрочем, и хозяин, Василий Гаврилович. Но мы его в доме не застали. Супруга, Анна Васильевна, которая вышла на звонок, сказала:

– Да он в сарае небось!… И когда он с курами своими расстанется?!..

Василий Гаврилович и вправду возился в сарае. Увидев нас, быстренько вонзил топорик в чурбачок и, теребя рукавицы, заспешил навстречу.

Нужды особой знакомиться с ним не было, так как Василий Алексеев человек в нашем городе известный. Он начинал строить Кораблино: ставил первые бараки, потом стелил полы, навешивал двери, да и вообще все плотницкие работы выполнял в многоэтажках, возглавляя 27 лет плотницкую бригаду в СМУ № 47. О его ударной работе говорят многочисленные Почетные грамоты и дипломы, которые красной горкой лежат на столе. Он рассказывал о своих ребятах, о том, как строил Кораблино. И ничуть не верилось, что ему уже 92 года. А супруге его, Анне Васильевне, которая вовсю помогала Василию в его рассказах, а он лишь отмахивался: мол, без тебя помню! – 8 декабря исполнилось 85!

Правда, от волнений, связанных с воспоминаниями, у нее поднялось давление. Василий Гаврилович, как истинный джентльмен, взялся за тонометр. И так он это делал, с такой нежностью, нацепив очки и занося цифры на листок, что стало понятно: любит он ее, любит, как и 65 лет назад, когда они впервые увидели друг друга в госпитале в Горьковской области. Но до встречи с той, своей первой и единственной любовью, ему, простому парню из деревни Алексеевка Гремячинского сельсовета, нужно было уйти в армию в 1938 году, присоединить Западную Украину к СССР, встретить войну в Литве, два раза быть раненным и, конечно же, бить и бить фашиста…

Госпиталь

Василий был первым номером в пулеметном расчете, когда его 45-й отдельный батальон 27-й армии Белорусского фронта в конце 1942 года охранял штаб. Приказ один: ни шагу назад! А немец шел лавиной. Дело было в Калининской области, под Ржевом, где тысячи наших легло.

Им тогда приказали вырыть окопы во весь рост, потому что отступать никто никуда не собирался. Их командир так и сказал:

– Если ранят, то только вперед падайте. Пусть полметра, пусть метр земли, но все равно наш будет…

А мины плюхались тут и там. Снаряды рвались беспрерывно. Тут-то и ранило осколками Алексеева. В ногу и спину. Взводный тут как тут:

– Давай, Василий, в госпиталь полевой. На перевязку.

Где ползком, где пригнувшись, но добрался все-таки наш солдатик до госпиталя. Перевязали, хотели в тыл направить. И уже забрался Алексеев в кузов полуторки, пригорюнился,потому что не хотел своих в трудную минуту бросать. А тут вдруг знакомый голос услышал. Открыл глаза, глянул: рядом с полуторкой солдатики из его батальона идут. Посмотрел по сторонам: вроде санитарного начальства не видно, перевалился через кузов – и в строй. Ротный чуть не заплакал от досады:

– Мы ж тебя не имеем права такого вот у себя держать…

– Не, я лучше с вами.

– Ну ладно, иди в санчасть. Но чтоб никому ни-ни…

И пошли они бить фашиста дальше. В Смоленскую область.

Здесь-то в, Смоленской, под городом Велишь, и ранило Василия Алексеева второй раз. Он только отстрелялся, отыграл, так сказать, на своем станковом пулемете, стал приподниматься, как вдруг по правой руке – бах! – разрывная пуля…

Подбежал к Василию ординарец командира, крикнул:

– Давай отведу тебя в госпиталь! – Затем глянул на сержанта и добавил:

– Все, отвоевался мужик! Ишь как руку разворотило!..

Помучился тогда Алексеев, поездил по госпиталям. Целых полгода был на излечении. Потом комиссовали, а рука все не заживала. И с большой горечью уехал Василий Гаврилович к себе в Кораблино. Уехал со слезами на глазах. Потому что шел лишь 1943 год, и фашиста, по его понятию, нужно было еще бить да бить.

И тут в Кораблино пришла к нему весточка от сестры Нади и супруга ее Анатолия Кузнецова, которые в одном из полевых госпиталей Горьковской области работали. Мол, приезжай к нам, подлечишься…Госпиталь этот, кстати, из Кораблина туда перебрался – он в годы войны в стенах Кораблинской средней школы №1 обосновался.

Поехал: рука ведь все не заживала и ночами, бывало, спать не давала. И не пожалел об этом. Потому что прекрасных врачей там встретил и, самое главное, Аннушку свою…

Василий Алексеев работал вольнонаемным в том госпитале, когда отправили госпиталь на фронт, а точнее – в Брянск. Не остался кораблинец в тылу, а вместе со всеми направился помогать бить ворога. Пусть хоть вольнонаемным, но все равно надобно ему было быть там, где куется победа! Убыл опять на войну, оставив Аннушку одну. Решил так: долюбим, как и все, после войны.

Так он дошел до самой немецкой границы. И вернулся к своей дорогой Анне Васильевне уже победителем: бои в ту пору шли в Германии, 9 Мая было совсем близко…

Кстати, и Анна Васильевна тоже в свое время воевала. Санитаркой была, раненых с поля боя выносила. И в госпитале все делала: солдатикам помогала на ноги встать, бинты стирала, хлеб на кухне пекла… И наград у нее целых шесть!

День
сегодняшний

Областной совет ветеранов встретил кораблинца улыбками, накрытыми столами и ощущением праздника. Губернатор Олег Ковалев не заставил себя долго ждать. Вошел, поздоровался, особо поприветствовал Василия Гавриловича. И уж потом под аплодисменты присутствующих вручил Василию Гавриловичу орден Славы III степени, цветы и памятный подарок. И шел затем за чашкой чая неторопливый разговор. О памяти и о войне, о ветеранах и их делах и заботах, о том, что делает областное Правительство, чтобы никто из старшего поколения не был обделен заботой и вниманием…

На встречу, кстати, Василий Гаврилович приехал с дочерью. Валентина Шурыгина работает старшей медсестрой в хирургическом отделении Кораблинской ЦРБ.

Потом все поздравляли солдата, фотографировались с ним на память. А он спешил домой. К супруге своей, Анне Васильевне, которая была обеспокоена этой поездкой, потому что так далеко в последнее время ее дорогой супруг не отправлялся. А еще спешил Василий к внукам и правнукам своим, которых у него уже шесть.

Вечером же, как всегда, в их доме в торжественную минуту опять собралась за праздничным столом вся многочисленная родня Алексеевых. И были воспоминания и добрые рассказы. О жизни нашей, о войне прошлой. И долго еще будет светиться всеми своими окнами этот уютный дом на Комсомольской, где живет теперь не просто солдат, а кавалер ордена Славы Василий Алексеев.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 244 (3529) от 11 декабря 2009 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Рязанская область на выставке «Ладья-2009»
В четвертый раз подряд предприятия народно-художественных промыслов Рязанской области демонстрируют свое уникальное творчество на крупнейшей в стране и единственной в своем роде специализированной ...
Читайте в этом номере: