Начало разговора по Сирии на саммите «большой восьмерки», казалось, не предвещало настроя на дипломатический путь урегулирования конфликта между правительством Сирии и оппозицией.
Однако Путину удалось переломить ситуацию, и итогом стали договоренности, позволяющие обойтись без милитаристских ультиматумов в адрес этого ближневосточного государства. А это весьма важно для того, чтобы в этом и так весьма неспокойном, растревоженном множеством конфликтов (нередко провоцируемых извне) регионе не вспыхнуло пламя большой войны.
Начиная разговор на саммите, премьер-министр Канады Стивен Харпер попытался сказать, что Россия, дескать, еще «не доросла» до «семерки», что пока это еще не «восьмерка» самых влиятельных мировых государств, а «семь плюс один». Но российский урок «политической математики» оказался весьма продуктивным.
Программа, с которой выступил Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, собравшего представителей крупнейшего международного финансового и промышленного бизнеса, – платформа развития российской экономики. Главное, что выстроить ее предлагается не на декларациях – под нее закладывается надежная основа, своеобразные три кита для экономики страны. Они, собственно, известны: увеличение производительности труда, инвестиций и инноваций. Названы и основные пути их достижения: уменьшение финансовых управленческих затрат, инфраструктурных издержек, развитие человеческого капитала, создание конкурентной среды для бизнеса.
450 млрд.рублей планируется направить из Фонда национального благосостояния на окупаемые инфраструктурные проекты. Сумма весьма серьезная. Но вспомним: на сегодня в Фонде национального благосостояния накоплено 2,7 триллиона рублей. И, что немаловажно, средства из Фонда будут выделяться на возвратной основе, так как, повторимся, проекты, над которыми предстоит работать, – окупаемые. И не только окупаемые – их осуществление повлечет за собой всплеск экономической активности широкого радиуса действия (тоже своего рода три кита для экономики). Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва–Казань позволит не только соединить столицу с центром Поволжья и уральским регионом, но и придать импульс развития как минимум еще шести регионам, по которым она пройдет.
Новая кольцевая автострада, которая пройдет по Подмосковью и Новой Москве, позволит настроить на новый лад всю логистическую инфраструктуру, даст возможности для развития экономики Подмосковья и, будем надеяться, снизит давление пробок на столичных магистралях.
Вложение средств в оснащение и преобразование на современной основе Трансиба станет основой для осуществления комплексных программ по развитию Сибири и Дальнего Востока.
Понятно, что для осуществления столь грандиозных масштабных проектов потребуется серьезный и строгий финансовый контроль. Мегарегулятором на финансовом рынке становится Центробанк, который со вчерашнего дня возглавляет Эльвира Набиуллина. Он будет осуществлять контроль за банками, инвестиционными и пенсионными фондами (кстати, так называемые «мертвые» деньги Пенсионного фонда также предлагается «пустить в работу», разумеется, на возвратной основе).
Но не только Центробанку предстоит регулировать состояние в финансовой сфере. Большая роль в этом процессе отводится контролю со стороны гражданского общества. А единый подход к решению хозяйственных споров, чему должно послужить объединение Верховного и Арбитражного судов, как предполагается, должен стать своего рода стимулом для развития предпринимательской инициативы.
Итак, основные векторы проложены. Время думать. И действовать.