12:47 МСК
Воскресенье
06 / 10 / 2024
1305

Истина как порождение спора

Идут дискуссии о преподавании в школе исторической науки

Президент России Владимир Путин предложил создать единый учебник истории в противовес существующим сейчас, где одни и те же исторические события трактуются очень часто по-разному. Как показывает социологический опрос, большинство россиян за единый учебник. Но преподавание истории сводится не только к нему. Это и программа обучения, и методический материал, и книги для чтения… И все это нужно создать в едином ключе, в единой концепции, которую предстоит выработать.

Общественная площадка по обсуждению концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории начала работать во вторник, 25 июня, в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Открывая ее, исполняющий обязанности ректора вуза профессор Сергей Пупков говорил о высоком научном потенциале учебного заведения, заинтересованности рязанских учителей, что позволит развернуть обсуждение в средствах массовой информации, на августовских педсоветах, а в начале нового учебного года, возможно, провести в стенах университета всероссийскую научную конференцию. Председатель Рязанской областной Думы Аркадий Фомин и главный федеральный инспектор по Рязанской области аппарата Полномочного представителя Президента России в ЦФО Владимир Сарафанов в своих выступлениях подчеркнули, что историческая наука, ее преподавание в школе дают широкие возможности для формирования в обществе патриотических взглядов и настроений, и это во многом вопрос жизнеспособности, безопасности страны.

Между тем судьба школьного предмета «история», как прозвучало на обсуждении, в нашей стране всегда была нелегкой. После Октябрьской революции его семнадцать лет не преподавали вообще. Потом почти на полвека ввели в очень жесткие рамки. А затем на уроках истории пошли разные «демократические» несуразицы: например, считалось чуть ли не обязательным, по крайней мере, очень «положительным», когда точка зрения ученика не совпадает с позицией учителя.

Но познание истории не ограничивается только школой: есть средства массовой информации, Интернет, жизненная среда. В связи с этим историческое сознание россиян за последние двадцать с лишним лет пережило и как бы «внутреннее вторжение», что могло повлиять на переоценку исторических ценностей недавнего прошлого, и «внешнее» – ведь нельзя абсолютно игнорировать «суверенные» истории, которые пишутся в постсоветских странах. Поэтому образовались так называемые «трудные» исторические вопросы. Их, только общегосударственных, авторитетные историки насчитали уже более тридцати. Есть спорные вопросы регионального уровня. Например, деятельность рязанского князя Олега, которая, на взгляд наших, рязанских, историков, оценивается не всегда объективно.

Конечно, на всех уровнях есть опасность «подогнать» историю под себя. И здесь следует помнить: историческая наука – это не только знания, но и пространство для споров…

На днях «Российская газета» сообщила о том, что разработчики концепции единого школьного учебника по истории представили свои идеи на расширенном заседании Российского исторического общества. Учебников, по их мнению, может быть несколько, два или три. Излишней идеологии в них не будет, а будет удобно структурированный рассказ о том, как жили люди в разное время в разных странах.

Свой вклад в разработку учебника и всего учебно-методического комплекса, несомненно, внесут и рязанцы. Начало этому положено.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 114 (4416) от 27 июня 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не числом, но умением
Залог успеха работы полиции – в добросовестном отношении каждого сотрудника к исполнению своих обязанностей
Светлана Максимова
Мир через тарифную призму
Зря говорят, что у нас в России сейчас нет никакой идеологии. На потребительском уровне я ее чувствую постоянно. И выражается она в том, чтобы приучить людей к мысли; рост тарифов ...
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: