Но мир такой многообразный… Поищешь – и обязательно найдется уголок, где дела обстоят совсем по-другому. Мало кто знает, что в бывшей советской республике Туркмения граждане почти бесплатно пользуются электричеством, газом, водой, потому что нефть, газ, вода считаются там национальным богатством, а стало быть, принадлежат всем туркменам. Литр бензина там стоит в пять раз дешевле, чем у нас, каждому гражданину страны положено 35 кВт электроэнергии бесплатно. А следующие 1000 кВт (сверх социальной нормы) обходятся в 100 рублей на наши деньги. Гражданин Туркмении может взять ипотечный кредит на 30 лет под 1% годовых. Да мало ли еще благ! Может быть, поэтому о государстве Туркменистан нам ничего не рассказывают и его нам не показывают по телевизору?
Недавно по каналу «Культура» с большим интересом посмотрел передачу «С любовью к России», где какой-то француз путешествует по нашей необъятной стране и нам, россиянам, открывает ее заново. На этот раз он побывал на Алтае. Горы, быстрые реки с каменистыми берегами, неподражаемое горловое пение, шаманы… Как бы мне хотелось хоть раз в жизни посетить эти места! К сожалению, за билет на самолет туда и обратно обычному гражданину России нужно выложить как минимум месячную заплату. А за турпутевку втрое больше.
Однажды мне посчастливилось выиграть в конкурсе тур по Великому Саянскому кольцу. Я проехал всю Тыву с севера на юг. Эта республика, входящая в состав Российской Федерации, выглядит маленьким пятном на карте страны, простирающейся на 9 часовых поясов. Но все познается в сравнении. На территории степей Тывы могут разместиться сразу три европейских государства – Австрия, Швейцария и Нидерланды. Почувствуйте масштабы и расстояния!
Россия – уникальная по своему географическому расположению страна, ее просторы – наше национальное богатство и достояние. Более того, эти пространства – и есть наша Родина, а вовсе не Москва, не Кремль, не Охотный ряд. К сожалению, огромная часть населения Тывы в Москве ни разу не была, уровень жизни там один из самых низких в России.
От Калининграда до Владивостока на очень хорошем самолете нужно лететь минимум полсуток. Наша география требует поэтому совершенно иного подхода к экономике и тарифам. Рост последних разъединяет регионы, республики, лишает нас представления о собственной стране, подрывает чувство патриотизма. Объем материальных издержек в необъятной России с довольно холодным климатом всегда будет гораздо выше, чем в теплой Франции или крошечной Португалии, и мы никогда не сможем заложить их в тарифы. Но что же мы слышим от монополий? «Российские железные дороги» каждый год жалуются на якобы заниженные цены на билеты, не позволяющие компании развиваться. Это становится предметом торга: если нельзя повысить тариф, давайте продадим еще один пакет акций ОАО «РЖД». Причем покупатели на терпящие убытки компании находятся моментально. За любую цену! Энергетики лоббируют повышение тарифов старым, проверенным способом. Пугают, что в отрасль не придут инвесторы. Но всякий раз, как они туда приходят, сразу же забывают о своих громадных инвестиционных планах.
В стране с необъятными просторами ключевые ресурсодобывающие отрасли экономики не могут существовать без вмешательства государства. И если оно хочет остаться социально ориентированным, то нельзя самоокупаемость ставить во главу угла деятельности всех хозяйствующих субъектов. Доходит до смешного. В Рязани стоимость проезда в общественном транспорте сравнялась со стоимостью проезда в коммерческом. Расходы на дорогу в оба конца – это цена литра бензина. И чего мы после этого хотим? Чтобы граждане пересаживались из собственных авто в троллейбусы и автобусы? А ведь иного пути борьбы с пробками на ближайшие десятилетия не существует.
Рост тарифов хоть и приводит к росту ВВП, но он в конечном итоге работает на замедление экономики и социальную апатию. Про грядущее повышение цен на электроэнергию не выше 15% уже сообщили. А почему не пересмотрели к 1 января тарифы в системе обязательного медицинского страхования, нам сказать забыли. Не на том сконцентрирован интерес?