В программу входили два состязания российского масштаба: этап молодежного чемпионата России и второй этап чемпионата ДОСААФ памяти трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Этап чемпионата страны по счету должен был быть третьим, но оказался первым: власти Тверской и Московской областей из-за финансовых проблем отказались от проведения первого и второго этапов.
Так что рязанский этап стал, если можно так выразиться, палочкой-выручалочкой для мотоциклетной федерации России. За большую работу по подготовке и проведению этапа российской «молодёжки» представитель мотоциклетной федерации России, спортивный комиссар Геннадий Истратов вручил руководству администрации Скопинского района благодарность.
На скопинском мотокроссе случилось настоящее нашествие участников: на соревнования прибыли 226 пилотов, что стало рекордом гонки. Старты получились международными: вместе с россиянами соревновались гонщики из Казахстана. В некоторых классах для прибывших участников не хватило на старте места (всего мест – 32), «лишних» пришлось отсеивать по результатам хронометрируемой тренировки.
Рязанцы на подиум не попали – доминировали соперники. В классе 50 кубических сантиметров первенствовал москвич Ян Вырдан, вторым был Дмитрий Шмелев из Московской области, третьим – Захар Осмаловский (Республика Адыгея). Класс 65 кубических сантиметров, этап молодежного первенства России: первое место – Максим Краев (Пенза), второе – Тимур Петрашин из Красноярского края, третье – Павел Орлов (Московская область). В классе 85 кубических сантиметров на пьедестал поднялись Артемий Назаров из Челябинска, Сергей Прытов (Новый Уренгой), Иван Григорьев из Московской области. Скопинец Сергей Штатов занял четырнадцатое место. В классе 125 кубических сантиметров тройка призеров выглядит так: москвич Иван Баранов, Антон Сидоров (Московская область), Александр Курашев из Краснодара. В классе «Open» призовые места заняли Виталий Ефимов (Липецк), Максим Назаров и Евгений Земсков (Челябинск). Рязанец Игорь Терехин финишировал семнадцатым, его товарищи по сборной области Георгий Васадзе и Юрий Годовиков заняли соответственно 21-е и 22-е места. В командном зачете победили москвичи, вторую сумму очков набрали пилоты мотоклуба «Сура» из Пензы, третье место занял СТК «Ямбург» (Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Жаль, что яркий спортивный праздник мотоспорта получился с горчинкой: финишировав, хозяева соревнований оказались далеко за чертой призеров. Как не вспомнить: было время, когда на пьедестал подобных соревнований поднимались рязанские мотогонщики Виктор Адоян, Григорий Шулик, братья Ястребовы и Пронины, Александр Астахов. Мало того, в составе сборной России они блистали на международных соревнованиях, регулярно выигрывали российскую мотомногодневку, а однажды в той же многодневке им покорился даже «золотой» пьедестал Спартакиады народов СССР! И все это кануло в Лету…
Можно ли восстановить порушенное? Нелегко, но можно. Как? Не будем открывать Америку – достаточно использовать опыт прошлого. Нужно немедленно создать в Рязани центральную мотоциклетную секцию при вновь вернувшей себе прежнее название оборонной организации – ДОСААФ. Именно в областном центре, куда приглашались таланты из провинции, знаменитый Виктор Адоян растил чемпионов Советского Союза, именно в этой секции ковали бойцовский характер, шлифовали мастерство Шулик, братья Ястребовы и Пронины, Астахов. Правда, на создание такого коллектива, возможно, не хватит и одного года, но что-то можно сделать в течение сезона.
Что – тяжело возродить прежде популярный мотокросс памяти Героя Советского Союза и Национального героя Италии Федора Полетаева и провести его уже следующей весной, приурочив соревнования, как и прежде, к Дню Победы? Приходится констатировать – Рязань ныне вообще осталась без мотокросса. Запланированы, правда, соревнования памяти Адояна, а не лучше ли пока воссоздать «полетаевский» кросс, а в его рамках учредить специальный «адояновский» приз, например, самому смелому (или талантливому) гонщику, а уж со временем организовать отдельный кросс – памяти Виктора Арамовича?
Не помешала бы проведенному в Скопине кроссу и пресс-конференция для спортивных журналистов. Ведь соревнования проходят не только ради определения на данный момент сильнейших спортсменов, но и, не в последнюю очередь, для популяризации того или иного вида спорта.
Помнится, прежний президент областной федерации автомотоспорта Николай Колесник в стенах редакции «Рязанских ведомостей» проводил пресс-конференции, затем предоставлял журналистам транспорт, и вся пишущая и снимающая братия охотно ехала в Кораблинский район, в Княжое, на традиционный августовский автокросс. Вслед за популярностью кросса росла и тяга молодежи к занятиям техническими видами спорта. И в этом была доля участия журналистов.
Почему бы Скопину не последовать старому, но доброму примеру?