20:53 МСК
Вторник
08 / 10 / 2024
1955

Финансы и наука

Похоже, господин Сноуден, застрявший в шереметьевских терминалах на неопределенный срок, на минувшей неделе стал чуть ли не главным ньюсмейкером для многих наших телеканалов и информационных агентств. Вот уж впрямь — каждый день начинался и кончался с упоминания о нем, даже бегущая строка – и та о его судьбе. Хотя, казалось бы, отчего? У нас в стране и других информационных поводов достаточно. Настолько ли важно, в конце концов, где, в какой стране найдет приют бывший сотрудник американских спецслужб, рассказавший то, о чем, в принципе, если не знали, то догадывались многие?

Для России (впрочем, не только для нее) два события представляют куда большее значение. Первое – рокировки на финансовом Олимпе. У нас появился новый, но уже хорошо известный министр финансов. Алексей Улюкаев пришел на этот пост из Центробанка. Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина, уступив место помощника Президента теперь уже бывшему министру финансов Андрею Белоусову. Новых фигур, собственно, не появилось. Им, уже не новичкам в решении финансовых вопросов, предстоит непростая задача: прокладывать курс между рифами экономического кризиса, подогреваемого извне и, увы, не минующего и нашу экономику. Прогнозы специалистов, звучавшие на минувшей неделе, не отличались оптимизмом. Ряд существенных экономических показателей снизились или замедлили темпы роста. Да, они не в минусе, но и не поднимаются до тех отметок, которые были предписаны им планами. Какой будет финансовая политика государства, покажет уже ближайшее время. Но очевидно, что ее лейтмотивом станет режим строгой экономии средств, удерживание рубля от девальвации.

Второе событие, имеющее, безусловно, весьма серьезное значение для страны, ее авторитета в мире, – объявленная реформа РАН.

О необходимости реформ в главной академии страны речь идет уже не первый год. И даже не одно десятилетие. О том, как это можно сделать, говорил в своем программном выступлении и недавно избранный президентом РАН академик Владимир Фортов. Но в предложенном Правительством (а именно – Министерством образования и науки) законопроекте путь предложен свой. Весьма короткий и скорый. Буквально за день законопроект был доставлен в Госдуму, и уже завтра планируется его обсуждение в первом чтении. Депутаты готовы принять его еще до ухода на каникулы. Ну а чтобы «доценты с кандидатами» не утопили его в дискуссиях, с ними решили по этому поводу не советоваться. Даже профильный комитет Госдумы законопроект минул, попав изначально не в комитет по науке и наукоемким технологиям, а в комитет по законодательству и госстроительству.

Понятно, что наука – дело государственное. Петр Первый, когда без малого триста лет назад создавал Российскую академию наук, это хорошо осознавал. А еще наука – весьма специфичная сфера и требует очень деликатного подхода к решению своих проблем.

Какие приводятся доводы в пользу необходимости реформ в академической сфере? По неким рейтингам, наша РАН входит в последнюю десятку мировых научных академий. Обидно, конечно, за отечественную науку, однако после того, как у нас вышел недавно конфуз с рейтингами вузов, трудно в этот вердикт поверить сразу и безоговорочно, тем паче неизвестно, кем и для чего данный рейтинг составлялся.

Да, лет нашим ученым из академической науки, мягко говоря, далеко за... Средний возраст членов-корреспондентов – 66, докторов наук – 62 года. Но имена многих из них хорошо известны в мировом научном сообществе. И это их ученики сегодня работают практически во всех научных центрах мира, оказавшись невостребованными в родном Отечестве, где имели зарплату ниже, чем у грузчика в продмаге, и не имели финансирования своих, порой уникальных, проектов.

Как один из аргументов необходимости реформ приводится низкая цитируемость наших ученых.

Но это — следствие. Причина — в невозможности многих наших ученых принимать активное участие в международных конференциях, симпозиумах, в конце концов, просто напечататься. 10 млрд. долларов – финансирование российской науки. Для сравнения: 300 млрд. долларов выделяет на науку бюджет США, 150 млрд. долларов – Китай. Так что все пропорционально.

Соединение под одной крышей трех академий – РАН, Российской академии медицинских наук и Россельхозакадемии – один из основных тезисов реформы. Второй – освобождение науки от несвойственных функций управления имуществом (впрочем, насколько известно, имуществом и сегодня распоряжаются не академии, а Росимущество). Но уж коли идет речь о реформе, то хотелось бы прежде всего понять, насколько и каким образом она позволит решить главную задачу: обеспечение научного прорыва, обеспечение полноценной работы нашего научного сообщества на благо экономики и обороноспособности своего О­течества. Такой работы, на которую и никаких денег не жалко.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 117 (4419) от 02 июля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Врач «под заказ»
Что меняется в профессиональной подготовке медиков
Людмила Иванова
«Праздник живой красоты»
Выставка с таким названием открылась во Дворце Олега Рязанского в историко-архитектурном музее-заповеднике
Читайте в этом номере: