С начала этого года в областном центре начала действовать автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. Напомним, что с 1 января пассажиры, имеющие право льготного проезда, вместе с традиционным проездным билетом получили пластиковый эквивалент, а кондукторы троллейбусного управления и муниципальной автоколонны – портативные терминалы. По замыслу городской администрации данная мера позволит вести учет пассажиропотока, более точно рассчитать размеры необходимых компенсаций автотранспортным предприятиям и в результате повысить их экономическую эффективность и качество предоставляемой услуги. Удалось ли достичь поставленной цели и планируется ли развивать систему электронных платежей дальше, рассказывает заместитель главы администрации Рязани Сергей Сивоконь.
Р.В. – Что послужило отправной точкой введения подобной системы в Рязани?
С.С. – Муниципальный транспорт города давно требует преобразовательных мер, модернизации. Учитывая современную транспортную обстановку, а именно – загруженность автомобильных дорог, большое количество частных участников процесса пассажирских перевозок, только обновлением автопарка качественно улучшить работу общественного транспорта не удастся. Требуются технологичные решения. Одно из них – автоматизированные системы оплаты проезда. Нужно отметить, что подобные системы не первый год действуют во многих российских городах. Мы изучили опыт их внедрения и решили поэтапно применить его в Рязани.
Р.В. – В чем заключался первый этап?
С.С. – Он коснулся только льготных категорий граждан, пользующихся муниципальным городским транспортом. Основная цель – учет количества поездок для контроля за выделением городских и областных бюджетных компенсаций муниципальным транспортным предприятиям. Транспортные карты в Рязани получили около 50 000 льготников, весь муниципальный транспорт и точки продажи проездных билетов сегодня оснащены специальными терминалами.
Р.В. – Как персонал транспортных предприятий воспринял эти нововведения?
С.С. – Конечно, кондукторам прибавилось работы, ведь теперь нужно постоянно носить с собой терминал и прикладывать карты, поэтому огромная просьба к нашим уважаемым льготным пассажирам заранее готовить и предъявлять карты.
Р.В. – А что изменилось для пассажиров после внедрения данной системы?
С.С. – На сегодняшнем этапе практически все осталось по-прежнему. Пассажиру, имеющему право на льготный проезд, просто необходимо всегда предъявлять транспортную карту «Электронная Рязань«. А при покупке проездного билета на следующий месяц – передать сотруднику киоска по продаже проездных билетов карту и также, как всегда, документы, подтверждающие право на льготу. Сотрудник киоска, в свою очередь, – выдать проездной билет на месяц в виде чека с терминального устройства. Такой «терминальный проездной билет» необходимо сохранять до конца срока его действия.
Р.В. – Как прошел первый этап, можно ли говорить о том, что система работает в полную силу?
С.С. – На сегодняшний день произведены отладка системы и обучение персонала транспортных предприятий. Чтобы система работала в полную силу, необходимо приучить пассажиров к использованию карт, получивших название «Электронная Рязань«. В данный момент параллельно с пополнением карты выдается привычный бумажный проездной билет. Это делается для того, чтобы предотвратить возможные недоразумения. Например, пенсионеры могут случайно забыть карту, а бумажный проездной, как показывает практика, пока еще более привычен. Но в этом случае зафиксировать факт проезда пассажира невозможно. Поэтому следующим шагом будет отмена бумажных проездных билетов. Только после этого можно будет сказать о том, что первый этап успешно завершен.
Р.В. – Планируется ли распространить электронные проездные билеты на все категории пассажиров?
С.С. – Безусловно, для полноценного учета пассажиропотоков и моделирования транспортной системы города необходимо перевести всех пассажиров на транспортную карту «Электронная Рязань». Эта работа начнется уже в этом году.
Р.В. – Предполагалось опробовать бескондукторную систему оплаты проезда. Сохранились ли эти планы?
С.С. – Уже сегодня в городе ежедневно в тестовом режиме выходят в рейс один автобус и один троллейбус, оборудованные стационарными терминалами оплаты проезда пассажирами, бортовым компьютером водителя и системой контроля мониторинга пассажиропотока, которая позволяет контролировать оплату проезда. На следующем этапе в проекте стоит задача оборудовать весь транспорт муниципальных автотранспортных предприятий такими устройствами.
Р.В. – Какие еще меры по оптимизации маршрутной сети города планируется предпринять в ближайшее время?
С.С. – Подключение частных перевозчиков к данной системе. Это позволит оптимизировать маршрутную сеть таким образом, чтобы перенаправить муниципальный транспорт с заведомо убыточных маршрутов на более рентабельные, что, в свою очередь, сократит дублирование и повысит рентабельность муниципальных предприятий.
Беседовала