Многое мы уже узнали благодаря раскопкам, которые десятый сезон ведет экспедиция института археологии Российской академии наук и историко-архитектурного музея-заповедника в самом сердце города, в кремле. Так называемый Житный раскоп каждый год раскрывает тайны истории; мы видим древние улочки, дома, обретаем вещи наших прародителей.
И сейчас, несмотря на жаркую погоду, в кремле кипит работа. Рассказывает руководитель экспедиции, доктор исторических наук, старший научный сотрудник института археологии РАН Владимир Завьялов.
Р.В. – Владимир Игоревич, на каком этапе сейчас находятся археологические работы?
В.З. – За несколько лет мы сняли более четырех с половиной метров слоя почвы. Снимаем слои по двадцать сантиметров. Затем площадь раскопок расчищается, фиксируется, фотографируется. Работа идет медленно и кропотливо. Ведь на эти двадцать сантиметров может приходиться несколько десятков лет исторического времени! В верхних слоях почвы мы находили предметы XVI-XVII веков, глубже – бытовые вещи XIII-XIV веков.
Р.В. – Какие артефакты представляют наибольший интерес?
В.З. – Мы часто находим фрагменты керамической, глиняной посуды – различные тарелки, горшки. Наиболее интересны элементы украшений, серьги, стеклянные браслеты, янтарные бусы, различные предметы бытового обихода. Это части железных топоров, деревянные оправы зеркал, грузила для рыболовных сетей, деревянные ковши...
Буквально на днях мы нашли православный крестик, изготовленный из кости. Это большая редкость в средневековых коллекциях. До настоящего времени здесь, в Переяславле-Рязанском, было найдено всего три подобных резных крестика. Также к редким находкам относятся футляры для восковой печати, вырезанные из сосновой коры, и сами печати, сделанные из кости. Во время раскопок было найдено большое количество фрагментов обуви. В основном, это сапоги из кожи, которые носили и мужчины, и женщины, и дети. Встречается и другая обувь, довольно специфическая. Например, кожаные лапти.
Р.В. – Много ли добровольцев трудится на раскопках?
В.З. – К сожалению, очень мало, человек десять. Но зато у нас проходят практику школьники из гимназии №2 и студенты исторического факультета Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина. Так что можно сказать – рабочей силы хватает.
Р.В. – Когда планируется завершить работу?
В.З. – Скорее всего во второй половине августа. Мы будем копать, пока не выйдем на «материк» – слой, который не был затронут человеческой деятельностью. До него осталось около полутора метров.
Наталья Баранова