02:18 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1911

Там, где жила «Сафо»

Краеведы продолжают исследование Семеновского кольца

В прошлом году, когда отмечалось 185-летие со дня рождения всемирно известного географа и путешественника, общественного деятеля П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914 гг.), была высказана идея проложить туристический маршрут «Семеновское кольцо» по местам, связанным с жизнью и деятельностью этого человека. На общественных началах взялись исследовать этот путь рязанские краеведы Ирина Красногорская и Эдуард Кавун. В прошлом году в нашей газете были напечатаны очерки о посещении ими милославских деревень Гремячка и Мураевня и расположенных неподалеку от них в Липецкой области сел Урусово, Рязанка, Архангельское… Недавно путешественники побывали в Денисовке, расположенной также на липецкой земле. Здесь жила когда-то «русская Сафо» – Анна Петровна Бунина, которая приходилась П.П. Семенову двоюродной бабушкой. Об этом – в материале нашего постоянного автора.

Деревня Денисовка много значила в истории семьи Петра Петровича: здесь объяснились в любви и решили пожениться его будущие родители: тридцатилетний капитан в отставке Пётр Николаевич Семёнов, участник Бородинского сражения, награждённый золотой шпагой «за храбрость», и прелестная двадцатилетняя девушка Александра Петровна Бланк, внучка известного архитектора екатерининской эпохи Карла Ивановича Бланка. После смерти отца она вместе с матерью жила у своей старшей сестры в Денисовке. Сестра была замужем за бывшим моряком, отставным капитан-лейтенантом Дмитрием Максимовичем Буниным, которому и принадлежала деревня.

Его родственница Анна Петровна родилась в Урусове в 1774 году. В четырнадцать лет потеряла мать, воспитывалась у родни. В зрелые годы перебралась в столицу и прожила в ней более двадцати лет. Снискала там славу первой русской поэтессы, в литературных кругах ее сравнивали с древнегреческой поэтессой и называли: «русская Сафо». Бунина была избрана почётным членом общества «Беседы любителей русского слова» – первого официального литературного общества в России, удостоилась внимания членов царской фамилии. Именно она написала стихи для триумфальной арки, воздвигнутой в Царском Селе к возвращению победившего Наполеона, императора Александра I:

Тебя, грядущего со славой,

Врата победны не вместят.

Будучи в расцвете своей известности, Анна Петровна позировала не менее известному русскому художнику Александру Варнеку, который писал её портрет по заказу Академии.

Это всё, конечно, была слава.

Но, увы, Анна Петровна пережила её: в литературу ворвались новые молодые силы, а ей – уже под пятьдесят, и уже заявил о себе молодой Пушкин, дарование которого успел незадолго до смерти оценить Державин. Старая литературная гвардия сдавала молодым свои позиции. Литературный забияка Пушкин начал кидать камешки, если не в саму «русскую Сафо», то, как говорится, в её огород. В «Послании к цензору» он, например, писал:

Нередко о твоей жалею я судьбе:

Людской бессмыслице присяжный

толкователь,

Хвостова, Буниной единственный

читатель,

Ты вечно разбирать обязан за грехи

То прозу глупую, то глупые стихи.

И хотя дерзкий молодой человек преувеличивал (остались у неё и читатели, и почитатели), – Анна Петровна понимала: время её ушло. На смену успехам пришла болезнь – как пишут биографы писательницы, рак груди. При этом она более пятнадцати лет обходилась без операций, довольствуясь курортным лечением. Лечили ее в России лучшие придворные врачи. Потом послали в Англию. Об её отъезде писала пресса.

Анна Петровна провела в Англии два года. За это время в Петербурге её успели подзабыть. Между тем болезнь продолжала заявлять о себе. Все эти обстоятельства привели её к решению вернуться на родину, о чем она известила своего высокого покровителя императора Александра I.

Дома в Урусове не было, имение купили князья Кропоткины. Анна Петровна поехала в Денисовку к двоюродному племяннику Дмитрию Максимовичу. И приехала, она, наверное, не бедной родственницей: высокий покровитель обеспечил ей достойное существование. Из Денисовки она продолжала ездить на российские курорты. Продолжала работать: например, перевела с английского языка проповеди шотландского священника и писателя Хью Блэра. Под названием «Нравственные и философические беседы» они вышли в Москве. На этой книге в красном сафьяновом переплёте Анна Петровна сделала такую надпись: «Любезнейшему моему внуку и крестнику Петрушеньке Семёнову в чаянии его достославной возмужалости».

Умерла Анна Петровна 4 декабря 1829 года. Похоронили её тогда на погосте урусовской церкви.

Ныне на месте последнего пристанища «русской Сафо», в Денисовке, мы увидели лишь несколько заброшенных домов да большой массив каких-то высоких деревьев, который приняли за одичавший парк. Деревья ведь растут не одну сотню лет…

Похоронена поэтесса была, как уже сказано, на урусовском церковном погосте, но хозяин имения, на которого печальный пейзаж с памятником Анне Петровне производил тягостное впечатление, велел ее прах перезахоронить. Могила оказалась у дороги на подъезде к усадьбе с другой стороны. Во время Октябрьской революции памятник разрушили. Могила сравнялась с землей и затерялась. Потом оказалось, что уцелел постамент памятника и хранится он в липецком музее. Сравнительно недавно его вернули в Урусово, где решили воспроизвести могилу. Теперь она условная, а не истинная. Дом в Урусове, где родилась Бунина и где располагается теперь школа, тоже реконструирован, но какая-то часть настоящего здания осталась. Мы были в нем раньше, до поездки в Денисовку…

Ирина Красногорская

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 124 (4426) от 11 июля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Черно-белая правда Владимира Широкова

Песни над городом

Умелые руки

И нельзя, но… можно
В Рязани в палатках на остановках не продают пиво и алкогольные коктейли; запрещено. В День молодежи, 27 июня, и в день накануне этого праздника был введен запрет на продажу алкогольных ...
Людмила Трухина
Познакомиться с историей «Баядерки»
могут земляки ее создателя в Кораблинском краеведческом музее
Юрий Харин
Читайте в этом номере: