В канун вручения дипломов и выпускного бала в Рязанском институте (филиале) МГОУ царила предпраздничная суета, которая, однако, не мешала работе приемной комиссии.
Побывав в эту примечательную пору в вузе, я узнала, что таких комиссий здесь даже две. Обычная, как положено ей, принимает у абитуриентов документы. После этого вторая комиссия, общественная, которая состоит из преподавателей, ведет с кандидатом на поступление доверительный разговор «про жизнь»: кто у него родители, какие есть увлечения, к чему стремится. «Первое впечатление о человеке – самое верное», – говорит по этому поводу председатель общественной комиссии, заместитель директора института по воспитательной работе Валентина Антоновна Анисимова. Далее мы продолжили с ней беседу о том, как от приема до выпуска идет в вузе формирование молодого человека и специалиста.
В.А. – Обычно вместе с итогами ЕГЭ абитуриенты приносят нам и свидетельства своих внешкольных побед: дипломы, грамоты, сертификаты. Мы относимся ко всему с неподдельным интересом. В случае зачисления сразу привлекаем новеньких студентов к общественной работе – например, к подготовке праздника «Посвящение в студенты», который проходит у нас очень торжественно, с приглашением замечательных артистов. Но самое важное, что первокурсники осознают: их школьные достижения не потерялись и уже в нашем институте получат дальнейшее развитие и реализацию. Личность студента, его способности и желание реализовать себя не только в учебе, но и в творчестве, студенческой научной деятельности мы считаем одной из главных своих задач. Мы всемерно поддерживаем активных и целеустремленных ребят. В институте дважды в год премируются те, кто активно и успешно проявил себя в творческой, научной, спортивной деятельности. Недаром у нашего технического вуза столько побед в различного уровня конкурсах и фестивалях. С одной стороны это, безусловно, создает имидж института. С другой – наши студенты всегда отличаются своей энергией, креативностью, ответственностью и позитивным настроем на творчество. В моей работе первые помощники – студенты всех специальностей. У многих из них свидетельства об окончании музыкальной, художественной школы, а иные закончили художественное училище. Всех их объединяет желание, чтобы работа стала творчеством.
Р.В. – Мне кажется, абитуриенты разных вузов должны отличаться «лица не общим выраженьем». Какой народ идет к вам?
В.А. – Наш круг – это те, кто настроен и готов трудиться. Всем известно, что в «политехе» УЧИТЬСЯ НАДО. Мы и сами подчеркиваем: учеба – прежде всего. Ну а пропуски занятий – это просто недопустимо.
Р.В. – Ваш институт сравнительно недавно стал иметь дело с «маленькими» студентами – недавними школьниками, которые учатся очно. Раньше он был известен как вуз заочный, для людей солидных, производственников.
В.А. – У нас и теперь заочников раза в три больше, чем студентов, обучающихся на дневной форме. Но к «маленьким», как вы сказали, мы относимся с особенной заботой. Обстановка у нас для них почти семейная. Внимательно следим за каждым студентом. Знаем о них все. Иногда за что-то пожурим, но чаще всего – поможем, поддержим. В институте создана и эффективно работает система адаптации и социализации молодых людей. Она осуществляется через общественные структуры и организации института. Совет по воспитательной работе активно взаимодействует со студенческим профкомом, работа комиссий которого охватывает все стороны жизни студентов. Существуют студенческие отряды различных направлений: от строительного, педагогического, волонтерского до отряда студенческих кураторов.
Но главная нагрузка ложится, конечно, на преподавателей. Одной из главных парадигм современного высшего образования является то, что преподаватель и студент – соратники. Это значит, что наставник не должен лишь равнодушно и казенно давать знания, с высоты своего положения и жизненного опыта он помогает молодым раскрывать свои способности и деловые качества, что способствует освоению студентом навыков нестандартного, творческого решения поставленных задач. Конечно, тут многое зависит от личности самого преподавателя. Наши педагоги могут заинтересованно говорить со студентами на очень сложные темы: «Нравственные ценности молодежи», «Захар Прилепин – писатель нового времени», «Что такое жизненная позиция?» и т.д. Это я назвала некоторые темы наших конференций, диспутов, «круглых столов». Необходимо отметить, что в институте остаются лучшие выпускники для преподавательской работы: Алексей Агузаров, Алексей Виноградов, Елена Калачева, Александра Бакулина, Евгений Моховиков, Анна Панкратова. Все они – наши недавние студенты, выпускники, аспиранты, молодые ученые – теперь сами успешно работают с молодежью.
Р.В. – Давайте теперь поговорим о результатах. Известно, что многие выпускники вузов (где половина, где больше) не идут работать по специальности. Как обстоят дела у вас?
В.А. – У нас процент трудоустройства по специальности очень хороший, что отметил недавно побывавший в институте представитель российского Минобразования: 92 процента. А трудоустройство выпускников-архитекторов в прошлом году составило 100 процентов. Наши студенты на старших курсах (а это технологи, строители, управленцы) стараются совместить учебу с работой, и это обычно дает хороший результат. Дело в том, что во время учебы студенты проходят на предприятиях и стройках основательную производственную практику, за время которой руководители могут их «отсмотреть». А многие из этих руководителей – наши выпускники, и мы поддерживаем с ними связь. Правда, от того, что они наши, требовательность их не меньше. Каждый работодатель стремится отобрать себе лучших, чтобы средний балл диплома составлял не менее 4,5, чтобы молодой специалист на производстве сразу включился в работу и давал отдачу. Если берут, значит, таковых находят. Высокое качество подготовки и традиция – вот, пожалуй, ответ на вопрос, почему подавляющее большинство наших выпускников успешно формируют свою трудовую деятельность.
Р.В. – Время, однако, на все накладывает свой отпечаток. Я прочитала в «Российской газете», что примерно 400 тысяч выпускников российских вузов должны определиться с работой. Но только 30 процентов их стремится устроиться сразу после получения диплома, остальные 70 откладывают это дело на осень. Не могу себе представить, что такое настроение преобладало бы у молодых специалистов прошлых лет.
В.А. – Я тоже обратила внимание на эту информацию. Современная молодежь большую часть времени проводит в соцсетях, а там, например, кто-то делится: «Я пока отдыхаю, а работа подождет». Другой думает: «Ну и я посижу». В Интернете можно и какую-то работу получить, выполнять ее. Разные варианты бывают. Но, в общем-то, я с вами согласна, психология молодежи изменилась. И именно в этом направлении необходимо согласованно, с участием всех заинтересованных сторон выстраивать парадигму профессионального роста молодых специалистов, что мы и делаем.
Р.В. – Молодые люди высказываются критично о самих себе. На сайте одного из авторитетных вузов можно прочитать: по мнению самих студентов, профессионалов среди выпускников не больше 0,5 процента, еще 20 процентов можно считать карьеристами. Остальные около 80 – «спящие», которым безразлично, где работать и «балласт» – эти вообще не способны трудиться.
В.А. – Очень резкое и опрометчивое суждение. Но я прежде всего не согласна с тем, что вуз выпускает специалистов... Никакой, даже самый авторитетный университет готового специалиста выпустить не может, все знания и умения, полученные в вузе, выпускник должен самостоятельно использовать для решения профессиональных задач. Вуз дает базу к тому, чтобы реализовать себя на любом из освоенной специальности служебном поприще. Я согласна с современной линией образования: не надо учить «всему», а надо учить логически мыслить, так как всем нам необходимо учиться всю жизнь и, безусловно, уметь брать на себя ответственность за результаты своего труда.
Р.В. – Определилась явная проблема: многие молодые люди стремятся уехать работать за границу. Некоторые желали бы вообще из России «свалить». Как настроены ваши выпускники?
В.А. – О том, чтобы из страны «свалить», я не слышала. А вот поработать за границей желающие, наверное, есть. Прошлой осенью к нам пришел недавний выпускник, инженер-строитель, и попросил документы о том, по какому учебному плану он занимался в институте, какие предметы изучал. Все это его попросили представить в строительную организацию в Германии, где обещали взять на работу. «Вы знаете, оказалось, что моя подготовка хорошая», – сказал он нам. Говорил об условиях, в которых будет работать: строительная площадка там такая, какую он никогда не видел, и техника отличная, современная. У него нет желания «свалить», ему хочется поработать в хороших условиях, заработать и вернуться на Родину.
Такие случаи, конечно, не массовые, но есть. Наши архитекторы принимали участие в международных студенческих архитектурных конкурсах Allplan 2010, 2012, которые проводятся раз в два года в той же Германии. И оттуда организаторы конкурса завязали с ними переписку. Теперь наших студентов регулярно приглашают к участию в этом конкурсе. В частности студенты Анастасия Трегубенко, Юрий Миловзоров входили в финальную часть конкурсов и награждались сертификатами финалистов. Возможно, что и этих ребят пригласят поработать за границу.
Но повторюсь: наши архитекторы и дома востребованы.