Формально о годовщине членства России в ВТО говорить еще рано; генеральный директор этой организации Паскаль Лами лишь 22 августа 2012 года сообщил, что наша страна с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц. Но есть и другие даты. 10 июля 2012 года Госдума РФ приняла закон, оформляющий членство России во Всемирной торговой организации (ВТО), 18 июля этот закон был одобрен Советом Федерации, 21 июля Президент Владимир Путин его подписал. Каковы же предварительные итоги года?
Еще в конце минувшего ноября Президент созвал в связи с участием в ВТО специальное заседание Совета безопасности. Отмечалось, что угроза глобального замедления темпов роста мировой экономики и, как следствие, низкой инвестиционной активности так или иначе сохраняется. Поэтому, признал Путин, существует риск, что Россия не сможет получить быстрые позитивные результаты от участия в ВТО. Прогноз этот подтверждается. Недавно президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сказал, что около половины отечественных компаний так и не почувствовали от вступления в ВТО никакого эффекта, а негативное влияние отметила каждая четвертая компания. Правда, критика бизнесменов нередко голословна.
Простой пример. В июне в Госдуме прошел «круглый стол», связанный со вступлением в ВТО. Сельхозтоваропроизводители массово жаловались на убытки в производстве свинины, говядины, мяса птицы и молока. Но какая тут связь с ВТО, сказать трудно. Ведь на фуражное зерно – один из основных видов кормов в животноводстве – те же сельхозтоваропроизводители подняли цену в полном соответствии с мировой тенденцией. Зерно стало выгоднее экспортировать или продавать внутри страны, чем «пропускать» через животноводство. Такой внутриаграрный дисбаланс цен часто случался и в 90-е годы прошлого века. Тогда о членстве в ВТО мы и мечтать не могли, а свое животноводство гробили – в погоне за сиюминутной прибылью от продажи зерна.
Сейчас достаточно популярны мифы о повальном засилье импорта. Но вот данные Российской торгово-промышленной палаты и Центра международной торговли. За первые шесть месяцев прошлого года, до вступления России в ВТО, импорт вырос на 5,7 процента, а с начала этого года – на 3,9 процента. И где же засилье? Нет его. К тому же против резкого роста импорта заблаговременно применяются антидемпинговые меры. Они введены, скажем, для рынка сельхозтехники, легких грузовиков.
Мало изменилась, увы, и экспортная тенденция: цены на нефть не катастрофически, но упали, и экспорт, в денежном выражении, снизился. Тут как раз предстоит особенно большая работа в связи со вступлением в ВТО. На том же заседании Совбеза Путин подчеркнул, что реализовать преимущество от вступления в ВТО можно только за счет активного продвижения отечественной продукции на мировые рынки. «В XXI веке большинство товаров выпускается в рамках межстрановых производственно-бытовых цепочек. Нам нужно встроиться в эти цепочки, в те звенья, которые приносят высокую добавленную стоимость», – заявил Президент.
Теперь возьмем способы разрешения международных конфликтов. Например, Российская Федерация направила во Всемирную торговую организацию уведомление о том, что введение Украиной спецпошлин на автомобили, которые вступили в силу в марте 2013 года, является дискриминационным для российских производителей. И наносит ущерб нашему экспорту в размере 328 млн. долларов США, не считая недопоступления налогов в федеральный бюджет. От Украины реакции не было никакой. Что ж, в рамках правил ВТО наша страна объявила об ответных мерах: об одностороннем введении спецпошлин на импорт украинского угля на 54%, шоколада и стекла. Но ведь с братьями-славянами нам и до вступления в ВТО так же, резковато, иногда приходилось решать спорные вопросы.
Не так давно наша страна ввела так называемый утилизационный сбор на импортные автомобили. Еврокомиссия подала иск в суд ВТО с требованием отменить введение утилизационного сбора, являющееся, по мнению европейских чиновников, прямым актом дискриминации иностранных производителей. По сути, это первая за год серьезная тяжба – испытание интеллектуальных ресурсов в новых условиях. Хватит ли квалификации нашим юристам для защиты российских прав?
Вступление в ВТО предполагает постоянную огромную работу всех органов власти, представителей бизнеса, юристов, экономистов. Нужно даже, по словам Путина, новое качество экономической дипломатии. Свои интересы нужно защищать, товары на внешние рынки продвигать и т.д. Пока эта работа – в самом начале, опыта у нас маловато – всего 11 месяцев официального членства в ВТО, и ошибки возникают нередко. Часть недочетов отметила Счетная палата РФ еще в апреле. Например, по ее мнению, значительно уступает зарубежным аналогам по масштабам и эффективности созданная сегодня система государственной поддержки российского экспорта. Отмечена необходимость расширения мер государственной поддержки сельского хозяйства, относящихся к «зеленой корзине», а также использования имеющегося резерва в части применения мер господдержки в рамках «желтой корзины».
Правительство пытается исправить ошибки. По поручению Президента, оно обязано до конца текущего года создать новую систему по поддержке экспорта. В рамках той же «желтой корзины» ВТО дополнительно на поддержку АПК направлено около 42 миллиардов рублей. Что же касается так называемой «зеленой корзины» ВТО, то и здесь есть продвижение вперед. В начале июля Госдума приняла во втором и в третьем чтении поправки к закону об АПК, согласно которым 60 из 83 регионов страны признаются находящимися в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства условиях и, соответственно, согласно нормам ВТО, имеющими право на дополнительную господдержку. Но, как звучало в популярной когда-то песне, сделать нам еще предстоит больше, чем сделано.