Может быть, поэтому по дороге из Неаполя в сторону Помпей возводятся жилые дома. Квартиры там дешевые – и люди покупают. Но все неаполитанцы знают: если вулкан проснется, эти дома исчезнут с лица земли. Почему разрешают строить? Ответ у местных один: неаполитанская мафия, «каморра», ищет источники прибыли. Жизнь людей им безразлична: оттого и мусорные кучи на улицах города, о которых знает весь мир.
У жителей древних Помпей было мало времени на спасение. Стихии огня, воды опережают человеческую реакцию и возможности. В эту субботу я видела пожар на околице села: загорелся мусор у заброшенной кирпичной бани. Огонь моментально распространился по зарослям сухой травы во все стороны. Ветер гнал стену огня к домам. Два пожарных расчета, два трактора с цистернами воды долго гасили пламя. Хорошо, что дело было в пригороде, в образцовом хозяйстве. Хорошо, что пожар быстро заметили, тут же связались по сотовому с оперативными службами…
Но еще опаснее катастрофы, когда человек не справляется с техникой. Там счет идет не на минуты – на доли секунды.
Недавно недалеко от моего дома две легковушки столкнулись на перекрестке: одна из них «влетела» под троллейбус. На записи с видеорегистратора троллейбуса, появившейся в Интернете, видно: для тех, кто двигался по основной дороге после моргавшего зеленого, яркого желтого, уже секунд пять горел красный свет. А водитель одного авто летел по главной дороге, не снижая скорости, – и ударил «стартовавшую» по правилам другую машину.
Пострадавших могло быть больше. Женщина с коляской, переходившая улицу, не успела дойти до разделительной полосы, за которой пронесся нарушитель (она долго приходила в себя на тротуаре). Светофора для пешеходов на перекрестке вообще нет – об этом уже писала наша газета. Водитель другой машины, который мог поворачивать налево, не спешил трогаться, заметив даму с коляской. Увидеть несущуюся «бомбу» он не мог из-за угла здания.
Жертв могло быть больше и в аварии под Подольском – если бы автобус загорелся. Мы пока не знаем причин трагедии: был исправен грузовик, который вез щебенку, или нет. Сколько часов до этого без отдыха работал водитель. Осматривал ли его кто-то перед выходом в рейс. То, что говорят о национальном факторе, – разжигание вражды.
Правила выезда на главную дорогу – одни во всем мире. У водителя были международные права. Русские нарушают правила так же преступно, как приезжие. Свидетели, местные жители, говорят: перекресток аварийный – там горка, нет обзора, а светофор в стороне. Если автомобиль с неисправными тормозами – без вариантов.
К чему это я? Опыт Помпей ничему не учит. Чувство опасности притупилось, люди бездумно нарушают правила. Правила строительства, оборудования опасных участков дороги, периодичность прохождения медосмотров, правила движения, противопожарной безопасности (не сама же загорелась старая баня). Приняв горячительное, садятся за руль. Реакция при этом замедленная, а на решение отводится миг, доля секунды.
Пешеходы этого мига часто не имеют вовсе. Им надо помнить, что скорость нынешних джипов и мотоциклов такова, что резко затормозить они просто не успеют. И то, что «крутые» водители за рулем считают: они не обязаны никого пропускать.
Но возникают вопросы уже не персонального плана. Почему дорожное оборудование на многих улицах Рязани рассчитано, кажется, на интенсивность движения двадцатилетней давности? Почему наказания за нарушения правил для водителей, скажем, за проезд на зеленый свет такие мягкие? Почему никто не борется со строительным беспределом, а в результате появляются дома в поймах рек, там, где возможны обрушения? (В городе таких мест много).
Можно еще много раз задать вопрос «Почему?». Спросите – есть ли альтернатива? Есть. Помнить про один миг – между жизнью и смертью.