20:49 МСК
Вторник
08 / 10 / 2024
1719

Экспертиза будет всесторонней

Идет работа над новым федеральным перечнем учебников для школ

Новый закон «Об образовании в РФ», который вступает в силу с 1 сентября, ужесточает требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень. О том, кто и как будет создавать новый перечень, рассказала статс-секретарь-заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

По подсчетам Минобрнауки, благодаря новым правилам список учебников, которые могут быть использованы в школе, сократится примерно на треть. О том, кто и как будет создавать новый перечень, в интервью РИА «Новости» рассказала статс-секретарь-заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

Наталья Владимировна, как сегодня создается перечень учебников для школ и почему возникла необходимость пересмотреть правила его формирования?

– В первую очередь это связано с новым законом «Об образовании в РФ», который вступает в силу с 1 сентября.

Наши школы имеют право приобретать за государственный счет и использовать только те учебники, которые входят в федеральный перечень. Он формируется по результатам двух экспертиз – научной и педагогической. Но, к сожалению, в силу правовых пробелов предусматривалась только функция включения в перечень и не было предусмотрено возможности исключения. Такой правовой пробел привел к тому, что сегодняшний перечень насчитывает порядка трех тысяч учебников. Это огромное количество, и понятно, что учителям, родителям и ученикам трудно сделать правильный и осознанный выбор.

К тому же мы должны честно сказать, что в существующий перечень стали входить в том числе морально устаревшие учебники и те, к которым есть вопросы по качеству. Новый закон об образовании устраняет этот правовой пробел, и мы подготовили документ, который определяет новые требования к учебникам и новый порядок экспертизы.

Какие новшества предусматривает этот документ?

– Первое, мы говорим, что в федеральный перечень будут включаться учебники, представляющие завершенную предметную линию. Это означает, что материал в учебниках по конкретному предмету, например, с 5 по 9 класс, должен быть изложен на единой методологической основе, в единой последовательности и обеспечивать преемственность. В принципе, примерно 60% школ уже делают выбор в пользу именно завершенных предметных линий учебников.

Второе требование – каждый учебник должен сопровождаться специальной методической литературой для учителя. Это позволит педагогу делать более осознанный выбор и качественно готовиться к проведению уроков.

Следующее требование – учебники, входящие в федеральный перечень, в обязательном порядке должны иметь электронные приложения. Конечно, в идеале мы должны будем говорить не об электронных приложениях, а об электронной интерактивной версии учебника, но пока анализ показывает, что, к сожалению, мы не можем по всем предметам и уровням образования представить такие учебники, поэтому будет предусмотрен переходный период в два-три года. Захочет ли школа воспользоваться электронным приложением, уже зависит от нее, но такая возможность должна быть предоставлена.

С учебниками понятно, а как изменятся требования к экспертизе?

– Мы сохраняем научную и педагогическую экспертизу, но последняя значительно расширяется. Кроме требований соответствия методов изложения материалов возрастным особенностям ребенка, которые сейчас существуют, вводится требование об обязательном соответствии учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Также в рамках педагогической экспертизы будут оцениваться наличие учебно-методического пособия, его соответствие учебнику, наличие электронного приложения, его качество.

Кроме того, предполагается третья экспертиза – общественная, которая будет проводиться при наличии двух предыдущих положительных экспертиз – научной и педагогической. Здесь будут оцениваться потребительские качества учебника: насколько он удобен, эргономичен и так далее.

Есть еще четвертый вид экспертизы, она будет касаться только учебников с вариативным компонентом, который формируется образовательными учреждениями самостоятельно – этнорегиональная экспертиза. Она предусматривает анализ на соответствие региональному законодательству, отражение в учебнике базовых национальных ценностей, региональных и этнокультурных особенностей, их многообразие, единство национальных культур и народов России.

Кто будет проводить все эти экспертизы?

– Министерство не определяет перечень таких организаций, но формулирует требования к ним. Он достаточно обширный. Издатель сам определяет экспертные организации, исходя из того, соответствует ли организация заданным критериям.

И, наконец, мы вводим дополнительный орган. Если раньше решения принимались министерством автоматически, то теперь рассмотрение вопросов будет перенесено на уровень научно-координационного совета по учебникам, это пока его условное название, но, думаю, оно сохранится. Совет будет состоять из представителей общественных организаций и деятелей, которые будут оценивать, насколько легитимной была экспертиза. Исходя из анализа материалов совет будет выносить решение рекомендовать или не рекомендовать министерству вносить учебник в перечень.

Также совет будет рассматривать вопросы, связанные с исключением учебников из перечня. Кроме того, у нас предусмотрены случаи исключения учебника из перечня, если его отзовет сам правообладатель, например, если книга снята с производства, если есть представление правоохранительных органов либо учебник лишен санитарно-гигиенического сертификата.

Также мы заинтересованы в общественной экспертизе. Например, Всероссийское общество слепых вполне могло бы выступить общественной организацией, которая бы проводила экспертизу учебников для детей с проблемами зрения.

Кто разрабатывал новые требования к учебникам?

– Проект был разработан нами, но мы это делали не самостоятельно. Была сформирована рабочая группа на площадке Российского книжного союза (РКС), возглавил эту группу председатель союза Сергей Степашин. В нее вошли сенаторы, депутаты и представители общественных организаций, педагоги, авторы учебников.

Проект будет обязательно размещен для общественного обсуждения на специальном сайте.

Что будет с учебниками из старого перечня?

– Будущий учебный год школы начнут со старым перечнем, так как он уже сформирован и утвержден приказом Минобрнауки России. Приобретение учебников из нового начнется с 2014-2015 учебного года.

Книги, которые были приобретены в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа, в среднем он составляет пять лет.

Мы, конечно, надеемся, что новые требования существенно повысят качество учебников. В конечном счете, мы рассчитываем, что новые подходы позволят нам ускорить переход наших школ на электронные учебники. Мы создаем основу, чтобы они пришли в школы, за ними будущее.

На какой срок будет формироваться перечень?

– Это дискуссионный вопрос. Сейчас перечень утверждается каждый год, практика показала, что это неэффективно. Смысла в этом нет, вряд ли у нас так быстро меняются педагогические подходы и научная картина мира. В проекте предложен пятилетний срок, как раз столько служит учебник. Еще мы исходим из того, что образовательный стандарт устанавливается на более длительный период.

РИА «Новости»

для «Рязанских
ведомостей»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 129 (4431) от 18 июля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
СКОПИН. В микрорайоне металлургов в райцентре очередную акцию по благоустройству придомовых территорий провели работники Скопинского автоагрегатного завода
Было изготовлено несколько скамеек, они привезены во дворы и установлены
Разборчивая «мышь»
В конце июня на заседании секретариата Союза журналистов России было принято заявление Союза о недопустимости ужесточения законодательства против СМИ на основании провокаций, предпринятых ...
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: