Спланированные акции, по мнению СЖР, направлены на то, чтобы доказать якобы повальную продажность журналистов и СМИ. Смысл провокаций – показать, что прессе, «журналюгам» верить вообще нельзя. И чем жестче будет в отношении них законодательство, тем лучше.
Наверное, некоторым государственным умам в Думе идеальными представляются СМИ, которые гонят сплошняком заметки и сюжеты о парадной стороне действительности. Взятки, сокрытое имущество за рубежом, продажность – ничего этого на самом деле нет. Как известно, катастрофы случаются только потому, что о них пишут журналисты.
Но это противостояние разоблаченных, а потому – недовольных, и тех, чья профессия заключается как раз в обнаружении скандальных фактов, вечно и старо как мир. Можно прижать печатную прессу, похоронив систему ее доставки и розничной продажи. Можно задвинуть куда подальше независимые (а заодно и региональные) телеканалы, не включив их в общедоступный мультиплекс цифрового ТВ, но как быть с техническим прогрессом? Современные архитекторы мультимедийного электронного пространства встали на защиту естественных, неотчуждаемых прав любого человека – свободно получать информацию и выбирать из нее ту, которая необходима именно тебе. О новых СМИ шла речь на недавно состоявшемся Международном форуме «Медиа будущего», проходившем под эгидой РИА «Новости». Один из ключевых выводов экспертов – в безвозвратное прошлое уходят времена, когда читатель, зритель без разбора поглощает то, чем его кормят со страниц и экранов.
Всеядных потребителей больше не существует. Вместо комплексного меню, составляемого политтехнологами и пиарщиками, – гигантский «шведский» стол в Интернете. Компьютерная мышь, актуализирующая контент, повинуется исключительно воле своего обладателя. Кто-то привык к сахарному сиропу, а кому-то подавай лишь острые блюда с перцем. Картина дня отныне у каждого своя.
Медиа становятся более персонализированными. РИА «Новости» приводит высказывание руководителя отдела исследования Интернета Аналитического центра «ВидеоИнтернешнл» Алексея Беляева. Гигантскими темпами развивается «смарт-ТВ» (умные телевизоры, подключенные к Интернету). Его коллега, аналитик из США, подтвердил: в будущем люди будут не сидеть перед телевизором, а смотреть видео «когда и где захотят».
По такому принципу уже действуют некоторые телекомпании (например ОТР), выкладывающие на свой сайт сюжеты и выпуски новостей почти синхронно с эфиром.
Еще один важный вывод международных экспертов – мир переживает настоящий бум визуальной информации. Причем видео, графику, интерактивные приложения все чаще просматривают на мобильных устройствах.
Мы это со своей стороны тоже почувствовали. Веяния времени вызвали к жизни в «РВ» такой проект, как «телевидение в газете». Конечно, это не полноценное телевизионное производство, речь идет всего лишь о видеосюжетах, дополняющих некоторые газетные публикации. Но это произошло впервые в истории рязанской печати. Впервые на сайте «Рязанских ведомостей» появилась рубрика «РВ ТВ», и с 12 марта 2013 года мы начали выкладывать ролики и видеорепортажи с места событий. Сразу удивились географии просмотра наших сюжетов: Казахстан, Марокко, Германия, Польша, США, Канада… Ну а больше всего зрителей пока собрал видеорепортаж с Праздника Победы 9 мая – 1370 просмотров на сегодняшний день. Публикации на сайте приобрели другое измерение: текст ведет к фотографиям, и вдруг одна из них оживает, уносит в четырехмерное пространство… Яркое, необычное впечатление.
Наверное, за такими интегрированными СМИ будущее. Самое привлекательное в них, пожалуй, то, что они дают возможность выбора как формы подачи материала, так и содержания. Не понравилось – нажал на «стоп», перевернул страницу, понравилось – послал ссылку друзьям. Такой – самостоятельной и свободной, хочется верить, будет аудитория будущих СМИ.