Вариант 1: убрать из него тестовые задания
Министр образования и науки видит несколько вариантов совершенствования единого государственного экзамена: либо полностью уйти от тестовых заданий, либо создавать двухуровневую систему — базовую, с вариантами ответа, и продвинутую, где больше практических заданий.
«Как мне представляется, либо мы уходим от заданий с выбором ответа, как это сделано в экзамене по математике, либо мы оставляем задания с выбором ответов… Но тогда у нас должна возникнуть система, когда эти задания существуют в экзамене базового уровня, а задания, предполагающие тестирование более творческих и креативных качеств, остаются в варианте второго, или продвинутого, уровня», — сказал Ливанов, выступая на «круглом столе» комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования.
«Над этим нам нужно вместе поразмышлять. Я считаю, что развилка у нас именно в этом», — добавил Ливанов.
Ранее ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьменов предложил разделить ЕГЭ на два уровня — общеобразовательный, который позволит выпускнику получить аттестат, и профильный, который будет засчитываться при поступлении в вуз.
22 июля стало известно, что замглавы Минобрнауки РФ Игорь Реморенко, который курировал школьное образование, в том числе Единый государственный экзамен, освобожден от должности. Ранее министерство покинул другой зам Дмитрия Ливанова — Игорь Федюкин. Он занимался реформированием системы ВАК и борьбой с «липовыми» диссертациями.
В течение последних нескольких месяцев действия главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова и его подчиненных вызывают бурное обсуждение. В числе острых тем — кампания «антиплагиат» (борьба с поддельными диссертациями), а также вопрос сокращения числа вузов. В апреле представители трех думских фракций обратились к президенту с просьбой об отставке Ливанова.
Вариант 2: выкладывать их в Сеть
Первые две части тестовых заданий единого госэкзамена, так называемые контрольно-измерительные материалы (КИМ), необходимо полностью выложить в открытый доступ в Интернет, заявил ректор НИУ «Высшая школа экономики», председатель комиссии Общественной палаты России (ОП) по развитию образования Ярослав Кузьминов.
«Мы предлагаем к лету 2015 года создание открытого федерального банка контрольно-измерительных материалов (КИМов) первой и второй частей. Вывесить его в Интернете. Как только количество вопросов превышает определенный уровень, пять или шесть тысяч вопросов, становится бессмысленно их зубрить, гораздо проще овладеть курсом», — сказал Кузьминов в понедельник на «круглом столе» в ОП. Он отметил, что также необходимо пресекать нарушения при проведении экзамена, но действовать нужно не полицейскими методами с привлечением силовых структур, а расширив институт полномочий общественных наблюдателей. Также он предложил пускать на ЕГЭ и на участки проверки заданий представителей СМИ.