На протяжении последних десятилетий мы все больше и больше отрываемся от того уклада жизни, которым веками жили наши предки. Если приглядеться повнимательнее к нашей нынешней массовой культуре, то с трудом обнаружатся под наносными, чужеродными слоями крупицы собственных русских самобытных традиций. Тем значимее и ценнее труд подлинных хранителей народного богатства.
Чтобы прикоснуться к миру народной культуры – одновременно неведомому и знакомому, забытому и своему, мы отправились в один из самых удаленных наших районов – Сараевский, в районный Дом дет-ского творчества. Просторная комната, которую занимает здесь этнографическое объединение «Живая старина», больше похожа на музей: здесь почти всё подлинное, и при этом всё можно трогать руками. До наших дней не дошли в оригинале только обрядовые куклы и головные уборы – они реконструированы самими воспитанниками кружка с соблюдением всех старинных технологий изготовления. Ощущение какого-то иного, особого течения жизни, которое появляется при взгляде на экспонаты, усиливается с первых же слов руководителя объединения, директора ДДТ Галины Алексеевны Кармацкой, стараниями которой местная старина и сберегается, и, что называется, вводится в научный оборот публикациями в серьезных изданиях.
– Жалко, вас перед Троицей не было: здесь у нас было всё травой завалено, мы с девочками – а занимается у меня десять человек – из нее мастерили куклу в виде кукушки. А потом ее хоронили, – и в ответ на мой удивленный взгляд поясняет: – Этнографы – люди не суеверные, мы верим в знания и культуру народа. С Троицы по русскому земледельческому календарю начинается лето, и в этот день крестьяне проводили обряд «похороны кукушки». Это весенняя птица, ее «похороны» – это прощание с весной и прославление лета. Хоронили ее еще и затем, чтобы урожай был хороший. Ведь с зерном что делают? Тоже хоронят, в землю запахивают, а оно потом растет! Умирание и возрождение – смысл этого ритуала. Таков же смысл еще одного обряда – «русалка», который до сих пор бытует в Можарах.
Ученые и парапсихологи рассуждают о «провалах во времени», ставших одной из излюбленных тем фантастов. А иное измерение, где время будто поменяло свой ход, гораздо ближе и доступнее для понимания… Вслед за Троицей воспитанники «Живой старины» праздновали Вознесение – тоже с соблюдением народных обычаев: пекли лесенки из теста и отправлялись с ними в поле. Далее – Иван Купала с его прыжками через костер, кумованием, гаданием с бросанием венков в воду. При возвращении поздним вечером с реки им, одетым в настоящие народные костюмы, приходилось окликать случайных прохожих: «Вы нас не бойтесь, мы свои…».
Подобные этнографические реконструкции – это только одна из форм занятий в кружке. Есть еще лекции, работа в музеях, архивах, полевые экспедиции, встречи с информаторами – местными жителями, подготовка докладов и сообщений… Основана эта уникальная дополнительная образовательная программа на региональном материале, рассчитана на срок обучения пять лет. Ее содержание предполагает знакомство с материальной и духовной культурой народа во всем ее многообразии. Поселения, одежда, пища, утварь, орудия труда, транспорт, игрушки, оружие, полевые работы, фольклор, праздники и обряды, община, род и семья – словом, вся человеческая жизнь от рождения до смерти… За время обучения в кровь и плоть впитывается глубокое уважение к собственной истории. И по-новому открывается общеизвестная истина: вера в то, что ты делаешь, – уже половина успеха.
– Порой нам, живущим в XXI веке, кажется, что люди прошлого были гораздо примитивнее. Ничего подобного! – убеждена Галина Кармацкая. – Конечно, наш народ в древности не владел современными агрономическими, зоотехническими знаниями, но он другими, доступными ему способами защищал свой урожай, скот. Крестьяне вырабатывали эти методы веками и верили в их действенность. А коль верили, значит, так оно и было.
Признаюсь, что об удобном времени моего приезда в Сараи с Галиной Алексеевной мы долго не могли договориться: она то в Рязани, то в Москве – на конкурсах со своими воспитанницами, на конференциях и семинарах. Уже это одно говорит об уровне, на котором поставлена здесь работа с детьми. Он высочайший, чему подтверждение – ежегодные победы ее подопечных в областной краеведческой конференции учащихся «Рязанская земля. История. Памятники. Люди», первые места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в секции «Этнография», в других конкурсах регионального и федерального уровней. Счет успехам был открыт в начале 2000-х Натальей Илюкиной и Еленой Мажириной. С тех пор ни разу «вхолостую не выстрелили». А последнее достижение – недавнее, апрельское: Галина Поисова стала лауреатом третьей степени Всероссийского конкурса краеведческих работ учащихся «Отечество». Тесные связи у сараевских этнографов сложились с областным центром детско-юношеского туризма и экскурсий, областным научно-методическим центром народного творчества. В давних друзьях «Живой старины» – профессор Борис Горбунов, педагоги и воспитанники дет-ско-юношеского центра народных промыслов «Рязанский оберег».
Обнаружить следы прошлого в наше время – для этнографа все равно что для естествоиспытателя найти ранее неизвестный реликтовый вид. Настоящие маленькие открытия воспитанники объединения совершают постоянно. На всяческих площадках-встречах начинающих этнографов их работы сразу заметны – обращением к пока мало изученным вопросам, глубиной проработки темы. Например, последняя работа Поисовой Гали «Мы вдвоем с конем по полю идем» посвящена культу коня в праздниках земледельческого календаря сараевских крестьян. Оказывается, конь – это единственное животное, по которому русские служили молебен о здравии. Подтверждение этого факта девушка услышала от старожилов сел Бычки и Можары. В деревне же Константиновке, как она выяснила, еще в 1950‑х гг. сохранялся такой обычай, как «вождение русального коня». А еще в копилке юной исследовательницы – работы по местным словам, которые были в обиходе у жителей района: лексике дома, двора, хозяйственных построек, сельхозорудий, по историческим названиям улиц поселка Сараи. Примечательно, что и будущее свое Галина решила связать с историей: в этом году она окончила школу и собирается продолжать учебу на историческом факультете РГУ им. С.А. Есенина.
Другая одаренная ученица – Анастасия Малахова. В этом году на региональном уровне была отмечена ее работа, посвященная изучению костюма сараевских детей в период с 1930-х по 1960-е гг. Этот по времени, казалось бы, недалеко отстоящий от нас период уже привлекает пристальное внимание ученых. По дет-ской же одежде в России вообще мало работ, эта тема только начинает развиваться. Свои выводы Настя делает по материалам фотографий из семейных альбомов. В планах – детальное изучение элементов военного костюма в одежде сараев-ских детей.
Кажется, что исследовательские способности – из тех, которые даются единицам. Однако, судя по успехам обучающихся в объединении ребят, юные сараевцы в этом отношении – сплошь таланты. Это еще раз заставляет задуматься об особой роли педагога в раскрытии задатков. Его увлеченность, широкий кругозор, творческий подход становятся примером для подопечных… Галина Алексеевна Кармацкая пришла в образование не сразу. Начинала со сферы культуры. Приехав в отдаленный рязанский поселок с Алтая, она была поражена услышанными от местных бабушек песнями Центральной России. Начались поиски научной литературы, специалистов, которые могли бы подсказать, расспросы краеведов и стариков. Так постепенно перед ней открывались настоящие клады народной культуры, которыми хотелось делиться с окружающими. В 1997 году закрытый было в Сараях Дом детского творчества открыли вновь – можно сказать, специально под Кармацкую. Сегодня здесь действует уже девять объединений на любой вкус, которые с удовольствием и совершенно бесплатно посещает местная детвора.
…«Зачем вам это надо – копаться в старье?» – нет-нет да и услышит педагог от кого-нибудь, кто единственной традицией признает вечерний просмотр сериалов. Непонимание бывает даже со стороны родителей девочек, посещающих кружок. А этнограф спрашивает в ответ: «А что вы, жизнь прожив, знаете о своей малой родине?» Люди задумываются и часто замолкают, не зная, что сказать. Очевидно, что «старьё» нужно нам всем – в сегодняшнем, завтрашнем дне так пусто без «багажа».
Заповедный край
Старина – это так интересно. Сараевские школьники об этом знают
Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 143 (4445) от 06 августа 2013 года