13:52 МСК
Понедельник
17 / 02 / 2025
1591

Рязанцы останутся в выигрыше

Слияние «М. Видео» и «Эльдорадо» – крупнейшая сделка за всю историю российского рынка бытовой техники

Ходатайство компании «М.Видео менеджмент» о приобретении 100% долей в уставном капитале «Эльдорадо» одобрено Федеральной антимонопольной службой России. При этом ведомство предписало этим сетям прекратить после слияния осуществление деятельности на части площадей торговых объектов в Рязанской области, как и в 34 других регионах, обеспечивая тем самым нормальную конкуренцию.

Как объяснял журналистам руководитель ФАС Игорь Артемьев, были опасения, что в таких регионах, как Рязанская область, доля объединенной компании после слияния могла превысить 50%. Ведь объединение «М. Видео» и «Эльдорадо» – крупнейшая сделка в сегменте торговых сетей. Например, по данным газеты «Коммерсантъ», «М.Видео» – крупнейший ритейлер на рынке бытовой техники и электроники по выручке, но уступает «Эльдорадо» по количеству магазинов. У «М.Видео» по состоянию на начало апреля 2013 года было 305 гипермаркетов в 133 городах России. Оборот компании в 2012 году вырос примерно на 20%, до 157,6 млрд. руб. с НДС. В свою очередь, у «Эльдорадо» 396 собственных гипермаркетов и 42 пункта заказа и выдачи товаров, а также еще около 300 магазинов, работающих по франчайзингу. Продажи ритейлера, по неаудированным данным, в 2012 году выросли примерно на 15%, до 112,4 млрд. руб. с НДС. Весь объем рынка бытовой техники и электроники в России, по данным GfK-Rus, достиг в 2012 году 1,3 трлн руб., увеличившись на 10,4%. Таким образом, рыночная доля «М.Видео» составила 12,2%, а «Эльдорадо» – 8,6%.
Именно поэтому основным фактором для принятия решения антимонопольной службой является влияние сделки на конкуренцию в России в целом и в отдельных регионах. В частности, в Рязанской области объединенная компания обязана предоставить конкурентам возможность использовать высвобождающиеся после выполнения предписания ФАС торговые площади. Кроме того, как отмечено в предписании ФАС, «М.Видео менеджмент» должна обеспечить возможность недискриминационного доступа поставщиков на рынки розничной реализации бытовых товаров. Наконец, антимонопольная служба добавила, что ритейлерам необходимо будет расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры или продать объекты, находящиеся в собственности. Причем речь идет о точках как ООО «М.Видео менеджмент», так и ООО «Эльдорадо».
Заметим, что такая крупная сделка, как слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», может завершиться не ранее чем к середине 2014 года. Таким образом, предписанные ФАС изменения в работе двух сетей можно ожидать к концу 2014 года. До того времени магазины сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» будут работать в штатном режиме.
Об этом свидетельствуют и комментарии участников сделки. Как сообщили в пресс-службе компании, руководство «М.Видео» продолжает консультации с компанией PPF (владелец ООО «Эльдорадо») с учетом полученных предписаний. Решение ФАС в «М.Видео» оценивают в целом позитивно. Согласно статье 58 ч.1 ГК РФ, при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берет на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Таким образом, покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис – вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.
Поглощаемая компания «Эльдорадо» официальных заявлений по поводу сделки не делает, но продолжает реализацию выбранной стратегии развития, которая никак не изменилась в связи с идущей сделкой, да и магазины работают в штатном режиме. В «Эльдорадо» продолжает расти региональная сеть – с начала года компания открыла интернет-подразделения почти в 20 городах по всей России, там, где это не противоречит закону о конкуренции. Что же касается сети пунктов заказа и выдачи – небольших торговых точек, предлагающих покупателям товары по специальным интернет-ценам и полный набор дополнительных услуг, то она включает в себя уже 120 площадок.
Многие эксперты и аналитики уверены, что перспективы у слияния самые радужные. В частности, аналитик «ВТБ-капитала» Мария Колбина считает:
«От этого объединения никто не пострадает, а население, наоборот, выиграет. Во-первых, у нас появляется крупный игрок, который будет иметь лидирующую долю на рынке. Второе – он подстегнет общую неконсолидированную розницу. Поэтому, я думаю, для сектора важно наличие крупного конкурента, который будет в чем-то диктовать правильные, качественные условия на рынке специальным качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ритейла. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачественные игроки чуть быстрее уйдут с рынка».

Юрий Петров

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 145 (4447) от 08 августа 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не останавливаться на достигнутом, идти дальше
Хорошо известно, что здоровье человека идет рука об руку с его успехами в любом виде деятельности: будь то работа или учеба. В канун праздника – Дня физкультурника – о спортивно-массовой ...
Виктор Баженов
Скорость на автотрассах в РФ решено поднять до 130 км/ч. Но не везде
Читайте в этом номере: