На недавнем заседании Общественного совета при министерстве образования Рязанской области обсуждался вопрос о формировании независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере образования. Руководство страны приняло решение о внедрении независимой оценки качества госуслуг во всех без исключения сферах и требует его исполнения в регионах.
В сфере образования такую независимую оценку решили начать внедрять в системе дошкольного образования, которое теперь входит в структуру обязательного образования. Независимая оценка качества образования, по мнению разработчиков системы оценки из министерства образования, несомненно, будет способствовать повышению этого самого качества. Почему? Да потому, что в систему вовлечены не только профессионалы образовательной сферы, но и потребители образовательных услуг – родители, общественность. Результатом независимой оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений должен стать ежегодный их рейтинг.
Общественный совет при министерстве образования будет обсуждать результаты оценки, вносить предложения по улучшению качества услуг. Граждане, потребители услуг, будут участвовать в социологических опросах и высказывать мнения о работе дошкольных учреждений. Опросы станут проводить как в электронном виде, так и с помощью волонтеров, студентов педагогических специальностей. Сами дошкольные образовательные учреждения должны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности, обеспечивать сбор этой информации. Наконец, Рязанский институт развития образования проводит мониторинг показателей, их анализ и формирует сам рейтинг дошкольных образовательных учреждений. Вовлечены в процесс независимой оценки и министерство образования области, и муниципальные органы управления образованием, прежде всего, как организаторы и исполнители работы по устранению обнаруженных недоработок в сфере дошкольного образования.
Какие показатели будут учитываться при оценке? Что влияет на место детского сада в рейтинге? Назову только некоторые составляющие рейтинга: индекс здоровья детей, индекс посещаемости, результат освоения образовательной программы, соответствие предметно-развивающей среды стандартам, а здания и помещений – СанПиНам и требованиям Госпожнадзора, информационная открытость, консультационная поддержка родителей. Муниципальные органы образования, в свою очередь, несут ответственность за доступность дошкольного образования, уровень зарплаты работников, обеспечение содержания зданий и сооружений, эффективность кадровой политики.
Система разработана, формулы вычисления показателей придуманы. Но, во-первых, она не лишена недостатков. Во-вторых, эти недостатки станут очевидными только тогда, когда система пройдет апробацию в образовательных учреждениях области, заработает. Поэтому обсуждение механизма оценки на заседании Общественного совета было неформальным, глубоким и заинтересованным. Мы ведь действительно хотим, чтобы нашим детям в детских садах было хорошо, и при этом малыши там развивались, готовились к продолжению своего образования в школе. Участники заседания поддержали предложения министерства и рекомендовали до середины августа определить образовательные дошкольные учреждения для пилотной апробации разработанного в министерстве механизма оценки.
Если же заглядывать в перспективу, нельзя не сказать о том, что независимая оценка качества услуг со временем станет проводиться и на других уровнях образования – начального, основного и среднего общего, профессионального. Если государство направляет в сферу образования такие серьезные средства, оно вправе рассчитывать на то, что бюджетные деньги будут использованы с высоким результатом.
Войти в рейтинг
Независимая оценка качества работы детских садов скоро станет реальностью
Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (4450) от 14 августа 2013 года