04:21 МСК
Пятница
14 / 02 / 2025
1611

Душа рвется в небо

Полеты на «Радуге». Не во сне – наяву

В коротких и сухих информационных сообщениях о проведении в Рязани 11-го Международного фестиваля «Небо России-2013» все строго по факту; пресс-конференция перед открытием, предполетные брифинги, выполнение заданий, целей, поставленных судьей, распределение мест, закрытие… Но ведь есть не только спортивная часть, но и созерцательная, которую, как слово из песни, не выкинешь. Виды, открывающиеся из поднебесья, порой настолько живописны, что завораживают. Может, поэтому интерес к воздухоплаванию со времен полетов Крякутного и братьев Монгольфье не пропал, а динамично возрастает.

В этом году мне посчастливилось стать пассажиркой одного из больших шаров фестиваля под номером 30 – «Радуга», управляемого пилотом-профессионалом Владимиром Жариновым из подмосковного города Руза, имеющим, к слову, большой опыт управления не только аэростатами, но и самолетами гражданской авиации.
Это был второй день фестиваля, заявленный программой «Вечерний полет».
После брифинга участники соревнований и «фиесты» (то есть те, кому необязательно было выполнять полетные задания) отправились к месту старта на бывшие сельхозугодья Алеканова, неподалеку от лесополосы. И если первый вечерний полет в день открытия фестиваля проходил под дождем, то второй вселял надежду, что все будет хорошо. Пока ехали к месту старта, в районе Дубровичей все-таки «прихватил» дождь. Организаторы успокоили журналистов: дождь не страшен, но вот случайный нисходящий воздушный поток поймать легко. Это нежелательно – ситуация может сказаться на управлении аэростатом. Но нам повезло. Дождя в этот вечер больше не было.
Алекановское поле в цветах порадовало участников фестиваля. Многие фотографировались на фоне природы, а проезжающие мимо дачники останавливали машины, с интересом наблюдая этапы организационных мероприятий.
Вот запускается шар для определения направления ветра. Спортивный директор Александр Маврин проводит специальные расчеты, позволяющие определить дальность и высоту полетов.
Затем на шесте поднимается розовый флаг, приглашающий пилотов на дополнительный предстартовый брифинг. Еще раз уточняются цели и задания, пилоты периодически подходят к директору фестиваля Льву Маврину и к дебриферу (судье соревнований) Николаю Краснову, уточняя какие-то детали соревновательной части, советуясь по определению мест приземления на карте.
Наконец по списку, составленному заранее, распределяются по экипажам пассажиры. «Главное сейчас – не потерять из поля зрения пилота, а то ведь можно не полететь на шаре, а «пролететь» с полетами, – объясняет какая-то молоденькая девушка своей подружке и добавляет: – Главное, не стой, а помогай, если потребуется, пилот объяснит, что нужно. Стойки, к примеру, на корзину прикрути и чехлы на них закрепи. В общем, не стой».
Тем, кто уже не раз, как говорится, «бороздил просторы воздушного океана», такие установки не требуются. Бывалые пассажиры активно участвуют в раскладке оболочки аэростата, а когда начинают работать вентилятор и газовая горелка, разогревающая воздух, поднимают и держат края этой оболочки. На словах все просто, но вот на деле…
Мы держали вчетвером. Казалось, еще немного, и «Радуга» вырвется и улетит… без нас.
В корзину забираемся не мешкая, едва шар, наполненный теплым воздухом, принимает вертикальное положение. Владимир Жаринов объясняет, как рационально распределиться по корзине, вести себя при приземлении: «Будьте внимательны, не хватайтесь вот за эту красную веревку – чревато», – объясняет пилот.
Отрыв от земли вызывает бурю эмоций у всех четырех пассажиров, несмотря на то, что трое уже не раз поднимались на аэростате. А вот для 19-летнего студента Дениса – это первые полетные ощущения.
Внизу проплывают поля, строения, пруды, река. Интересно наблюдать из корзины за другими аэростатами. Далеко впереди аэростат «Желтый» Марины Лихоты, хорошо видны шары москвичей: «Премьер» Валентина Лукичева, «Ромашка» Марии Опариной и «UltraBaSe» Сергея Баженова.
Параллельно с нами красиво плывет ярко-желтый шар с красным бантом – «Подарок», управляемый пилотом Валерием Шкуленко. Аэростат чуть ли не скользит по водной глади, отражаясь в реке, но уже через минуту снова начинает работать газовая горелка, и шар поднимается на нужную высоту. Мы машем тем, кто видит нас, посылаем воздушные поцелуи. Нас тоже радостно приветствуют, и не только из корзины «Подарка». Отдыхающие на берегу Оки оставили удочки, взялись за фотоаппараты. Люди улыбаются, значит, зрелищность полета оценена по достоинству!
К сожалению, площадь газетного материала не может вместить описаний всех красивых мест, которые мы увидели, но вот ведь что интересно: бывая часто в Алеканове и Мурмине, я, например, и не знала, как живописна местность за рекой в сторону села Кораблино. Самого населенного пункта, к сожалению, мы не видели, потому что наш шар стал опускаться на поле возле озера. К этому времени уже стали тускнеть краски дня, за озером опустился туман. К тому же, когда корзина падает на бок, рекомендуется позаботиться о том, чтобы на тебя не упал газовый баллон, и выбираться из корзины быстро, ничего не зацепив. Затем надо выполнить все установки пилота, потому как он в полете для каждого пассажира аэростата – главный.
Когда команда сопровождения аэростатов прибывает на место, сложенную и утрамбованную в большой кожаный мешок оболочку загружают в прицеп машины. Заключительный «аккорд» – «автомарш-бросок» по полю, истоптанному коровами и подмытому дождями.
Приходит осознание того, что нам снова повезло: мы проскочили, и это просто праздник какой-то, потому что команде, приземлившейся неподалеку, потребовалась помощь – застряли.
На сухом участке дороги, у края кукурузного поля, проводим традиционный для воздухоплавателей обряд посвящения новичка в графы. После краткого экскурса в историю воздухо-плавания обряд завершается окроплением юноши шампанским. Денису вручили диплом графа Кораблинского.
В беседе узнаем, что каждый из участников полета так или иначе имеет отношение к Северу, что очень всех обрадовало и как бы объединило. Получается, что встретить земляков можно не только на земле, но и в небе.
Домой добралась поздно вечером. Приводя в порядок обувь, подумала: а все-таки как хорошо, что коровам не дано крыльев…


Фото автора
и Яна Ягмура

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 151 (4453) от 17 августа 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Работать оперативно
В МЧС обсудили вопросы пожарной безопасности
Константин Могилин
След на земле
Почему мы так не любим пространство, в котором живем?
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: