Начальник главного архивного управления Рязанской области Александра Викторовна Перехватова рассказывает о том, какими делами и заботами сегодня живут архивисты региона.
Р.В. – Александра Викторовна, расскажите, что сегодня представляет из себя архивная служба в нашей области?
А.П. – Архивная служба Рязанской области включает в себя главное архивное управление Рязанской области, государственный архив Рязанской области, семь архивных отделов, восемь секторов, двух специалистов – в составе других отделов муниципальных районов Рязанской области. В восьми районах работают специалисты в составе районных администраций. Осталось три района, где в архивной службе один сотрудник, который не может уйти на больничный, в отпуск. Объем работы огромный. Наше законодательство приходит к тому, что трудовые книжки со временем не будут востребованы. Теперь многое подтверждает архивная служба. У нас в этом году за полгода объем запросов превышает ровно в два раза весь 2012 год. Численный состав в учреждениях архивной службы региона – 188 человек, средний возраст работающих – 45 лет. Практически все сотрудники в районах области имеют высшее профессиональное образование или обучаются в высших учебных заведениях.
Р.В. – Мне самой доводилось работать в архивной службе довольно давно, когда областной архив располагался в храмах, а само управление – на улице Подбельского. Тогда говорили о нехватке площадей для хранения документов. И сегодня об этом говорят?
А.П. – Состав Архивного фонда Рязанской области уникален. На 1 января 2013 года в архивах Рязанской области хранится 2678152 единицы хранения в 13653 фондах. Из этого количества 654173 дела хранится в муниципальных архивах, что составляет 4343 фонда.
На сегодняшний день нам не хватает помещений, чтобы принять на хранение в соответствии с федеральным законодательством около 600-700 тысяч дел. В 19 районах архивохранилища расположены в отдельно стоящих зданиях, в одном районе хранилище – в подвале, одно – на балконах зала заседаний в здании районной администрации, одно – на 1-м этаже школы. Пожарную и охранную сигнализацию имеют 10 муниципальных архивов, выход в Интернет – 17 из 27, 8 помещений не имеют санузлов и водоснабжения.
Могу сказать, что за последние два года увеличились площади, занимаемые рядом архивов в районах. Где-то перевели архив в другое здание, где-то размещают в администрациях. Сейчас еще в трёх районах решается вопрос увеличения площадей. Поэтапно проводится работа по оснащению архивов современными металлическими стеллажами, компьютерами.
Р.В. – В последние десятилетия Государственному архиву Рязанской области пришлось пережить эпоху «великого переселения». Все проблемы удалось решить? Каковы перспективы?
А.П. – Десять лет назад было принято серьезное решение о передаче церквей, в которых располагались архивохранилища, Рязанской епархии. В срочном порядке было перестроено здание на улице Лермонтова, где мы теперь размещаемся. Это не специальное здание, и здесь до сих пор много вопросов. Теперь у нас есть второе здание на Московском шоссе. К сожалению, в нем тоже большие проблемы. Оно было в свое время недооборудовано мобильными стеллажами, стоимость которых на сегодняшний день составляет около 100 миллионов рублей.
В государственном казенном учреждении Рязанской области «Государственный архив Рязанской области» хранится свыше двух миллионов дел, начиная с XIV века. При всех войнах, революциях, контрреволюциях, при всех катаклизмах они были сохранены. И наша общая задача хранить их вечно для наших потомков.
Перспективы развития ГКУ РО «ГАРО» очень интересные, но связаны во многом с финансовыми возможностями. Необходима оцифровка метрических книг для проведения востребованных сегодня генеалогических исследований, восстановления истории конкретных событий. Чтобы провести полную оцифровку документов, подготовить научно-справочный аппарат и при этом установить мобильные металлические стеллажи, необходимы значительные финансовые затраты.
Р.В. – Александра Викторовна, скажите, а как сегодня документы попадают на архивное хранение?
А.П. Действует следующая система: ни один документ на территории региона не может попасть на государственное и муниципальное хранение без его экспертной оценки. В главном архивном управлении действует экспертно-проверочная комиссия (ЭПК), которую возглавляет заместитель начальника управления Бабкина Татьяна Дмитриевна. Все документы проходят серьёзную экспертизу и только после утверждения и согласования передаются в архивы. Для главного архивного управления – это государственная услуга.
Р.В. – Скажите, обеспечение сохранности исторических документов не единственная функция архивной службы? Наши читатели, наверное, и не знают, чем вы еще занимаетесь.
А.П. – Недавно на сайте главного архивного управления был размещен проект положения о главном архивном управлении. Согласно проекту, планируется исполнение 90 полномочий. Сегодня управление предоставляет четыре государственные услуги: организация исполнения запросов физических и юридических лиц, экспертиза описей дел и нормативных документов, оказание организационно-методической поддержки и информационное обеспечение управления деятельностью архивных учреждений, обеспечение и реализация инновационных проектов в сфере архивного дела.
Существующий интернет-портал главного управления меняется в соответствии с требованиями времени: проектируется размещение информации об архивных службах региона, научно-справочном аппарате по архивным фондам, обратная связь с пользователями, создание календаря памятных исторических дат, указание ссылок на российские базы данных.
Р.В. – Александра Викторовна, скажите, а вы делите свои заботы на стратегические и каждодневные?
А.П. – Да, но не получается. Все приходится делать одновременно. В сентябре предложим для обсуждения общественности проект закона «Об архивном деле в Рязанской области». В законе – определение полномочий в сфере архивного дела, регулирование отношений по вопросам собственности и множество других положений. Принятие такого закона сегодня необходимо. Кроме того, планируем разработать региональный стандарт качества услуг, критерии оценки деятельности директоров архивов, порядок организации взаимодействия с Управлением ПФ России по Рязанской области в рамках заключённого ранее Соглашения о сотрудничестве.
Р.В. – И здесь, в управлении, у вас все разительно изменилось. Светлые коридоры, уютный интерьер, созданы достойные условия для сотрудников.
А.П. – Многое мы сами делаем. Мы считаем, что всё зависит от нас.